Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Страница 6

С точки зрения формирования основ экологической культуры, включение игр в процесс обучения, в частности в занятия по экологии, не противоречит становлению самостоятельной деятельности у старших дошкольников.

Игра включает в себя компоненты структуры самодетерминированной деятельности (С.Л.Рубинштейн). Игровая деятельность ребенка, сопровождающаяся высоким эмоциональным подъемом, устойчивым познавательным интересом, является наиболее мощным стимулятором его активности в познании.

В рамках нашего диссертационного исследования целесообразно рассмотреть понятие «личность».

Это понятие выступает как одно из центральных в психологической науке, поскольку оно является предпосылкой объяснения любых психических явлений.

А.Н.Леонтьев «ядро личности» понимал как «иерархию деятельностей». «В основании личности, - писал он, - лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития».

Деятельность дошкольников протекает в условиях, при которых взрослые больше стремятся их воспитывать, чем обучать, а ребенок выступает как субъект, которому нравится действовать именно так, а не иначе (например: дошкольники играют только по собственному желанию - «заставить» их играть невозможно). Все это способствует проявлению и развитию их творческих возможностей, т.е. их личности. В то же время важно отметить, что личность развивается на основе своеобразного синтеза разных видов деятельности и разных психологических образований, которые имеют неодинаковый удельный вес в тот или иной возрастной период.

На основании периодизации формирования ответственного отношения к природе дошкольный период характеризуется как период первоначального становления личности. Происходит обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение формами восприятия и мышления, развития воображения, формирования произвольного внимания и смысловой памяти.

Для нашего исследования имеет существенное значение раскрытие понятия «воображение» и «творческое воображение».

В философско-психологических исследованиях А.С.Арсеньева, B.C. Библера, Б.М. Кедрова показано, что в фундаменте теоретического отношения человека к действительности лежит его развитая способность к творческому воображению.

Воображение (фантазия) англ. Imagination- универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Будучи психологической основой творчества, воображение обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и их освоение в онтогенезе.

Воображение в своей развитой форме культивируется, прежде всего, средствами искусства в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества.

Возникновение воображения приходится на младенческий возраст. Здесь рождаются предпосылки личности. Благодаря этому уже в 3 года у ребенка начинает складываться собственно личностное или творческое содержание его деятельности. Первоначально это происходит внутри игры. Как отмечал Л.С. Выготский: «Стремление ребенка к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра». Благодаря игре, вырабатывается способность смотреть на мир как бы глазами другого человека, которая, по мнению ряда исследователей (Э.В. Ильенков, В.В.Давыдов и др.) принадлежит к числу фундаментальных характеристик воображения (В.Т.Кудрявцев).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Похожие публикации:

Проектная деятельность в обучении информатике
В современном российском образовании различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию – «метод проектов». Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – ...

Критерии педагогической оценки
Критерий - (от греч. krition - средство для суждения) - признак на основании которого производится оценка, средство проверки, мерило оценки. В теории познания - признак истинности или ложности положения. Критерии составляют основу оценочной деятельности, они служат ее ориентиром. «Оценивая результа ...

Характеристика и содержание организационно-педагогических условий применения деловых игр в экономической подготовке учащихся
Разработана методика уроков прикладной экономики (система опорных конспектов, самоанализа уроков), а также совокупность тестов, позволяющих определять "продвижение" учащихся в освоении необходимых понятий и представлений. В разработанной программе приоритет отдан изучению теории предприни ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru