Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Страница 6

С точки зрения формирования основ экологической культуры, включение игр в процесс обучения, в частности в занятия по экологии, не противоречит становлению самостоятельной деятельности у старших дошкольников.

Игра включает в себя компоненты структуры самодетерминированной деятельности (С.Л.Рубинштейн). Игровая деятельность ребенка, сопровождающаяся высоким эмоциональным подъемом, устойчивым познавательным интересом, является наиболее мощным стимулятором его активности в познании.

В рамках нашего диссертационного исследования целесообразно рассмотреть понятие «личность».

Это понятие выступает как одно из центральных в психологической науке, поскольку оно является предпосылкой объяснения любых психических явлений.

А.Н.Леонтьев «ядро личности» понимал как «иерархию деятельностей». «В основании личности, - писал он, - лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития».

Деятельность дошкольников протекает в условиях, при которых взрослые больше стремятся их воспитывать, чем обучать, а ребенок выступает как субъект, которому нравится действовать именно так, а не иначе (например: дошкольники играют только по собственному желанию - «заставить» их играть невозможно). Все это способствует проявлению и развитию их творческих возможностей, т.е. их личности. В то же время важно отметить, что личность развивается на основе своеобразного синтеза разных видов деятельности и разных психологических образований, которые имеют неодинаковый удельный вес в тот или иной возрастной период.

На основании периодизации формирования ответственного отношения к природе дошкольный период характеризуется как период первоначального становления личности. Происходит обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение формами восприятия и мышления, развития воображения, формирования произвольного внимания и смысловой памяти.

Для нашего исследования имеет существенное значение раскрытие понятия «воображение» и «творческое воображение».

В философско-психологических исследованиях А.С.Арсеньева, B.C. Библера, Б.М. Кедрова показано, что в фундаменте теоретического отношения человека к действительности лежит его развитая способность к творческому воображению.

Воображение (фантазия) англ. Imagination- универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Будучи психологической основой творчества, воображение обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и их освоение в онтогенезе.

Воображение в своей развитой форме культивируется, прежде всего, средствами искусства в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества.

Возникновение воображения приходится на младенческий возраст. Здесь рождаются предпосылки личности. Благодаря этому уже в 3 года у ребенка начинает складываться собственно личностное или творческое содержание его деятельности. Первоначально это происходит внутри игры. Как отмечал Л.С. Выготский: «Стремление ребенка к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра». Благодаря игре, вырабатывается способность смотреть на мир как бы глазами другого человека, которая, по мнению ряда исследователей (Э.В. Ильенков, В.В.Давыдов и др.) принадлежит к числу фундаментальных характеристик воображения (В.Т.Кудрявцев).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Похожие публикации:

Ушинский – основоположник научной педагогики
Мировую славу русской педагогике принес Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871). Прожил он недолгую, но удивительно плодотворную жизнь. Великий русский педагог – демократ, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России, автор выдающихся трудов «Человек, как предмет воспита ...

Аналитико-синтетический метод
Аналитико-синтетический метод был создан в 60е годы прошлого столетия. Этот метод наиболее полно и последовательно отражает фонетический и фонематический характер русского письма. Ориентированный на развитие фонематического слуха, формирование мыслительных операций анализа и синтеза, данный метод ц ...

Формы и методы изучения подраздела "Электротехника" в девятом классе
В педагогике рассматриваются различные типы уроков и различные формы изложения знаний учителем. Различают следующие типы уроков: урок изучения нового материала; урок закрепления знаний, умений и навыков; повторительно-обобщающий урок; смешанный, или комбинированный урок. Применительно к данной теме ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru