Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Страница 4

С точки зрения деятельностного подхода, в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность взрослого и ребенка (в трудовой, игровой и др. видах деятельности) по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с детьми. Совместный поиск ценностей, норм и законов природы в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Принцип деятельностного подхода используется нами в связи с особенностями процесса формирования экологической культуры:

при формировании основ экологической культуры мы включаем детей в разнообразные виды деятельности, ибо в деятельности проявляется активность личности, единство сознания и поведения;

в процессе формирования основ экологической культуры большое значение имеет деятельность педагога и деятельность детей;

понятие «деятельность» играет ключевую роль, ибо это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Содержание деятельности составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры.

Представляется, что при любых подходах к построению системы формирования экологической культуры, при любых способах интеграции его содержания знание экологических законов природы должно быть обязательным для каждого человека, и составить первооснову формирования экологической культуры.

Большинство исследователей, рассматривая феномен экологической культуры, опираются на подсистемы понятия, в качестве которых выступают:

экологическое мышление;

экологическое сознание, отношение;

экологическая деятельность, т.е. экологическая культура рассматривается как широкое интегративное свойство личности.

Согласно позиции Л.В.Моисеевой, под экологической культурой мы будем понимать следующее: « . экологическая культура не что иное, как сознание, материализованное в поступках, словах и делах людей, ибо дела - своеобразная проекция образа мыслей человека. Экологическая культура становится важным показателем общественной активности и сознательности личности.

На основании рассмотренных определений дадим более развернутую трактовку понятия «экологическая культура», которая соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими основными законами и руководствоваться ими во всякого рода деятельности; стремление к оптимальности природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей.

В контексте нашей проблемы нам необходимо рассмотреть понятие «средство».

«Русский толковый словарь» трактует это понятие, как «Прием - способ действия для достижения чего-нибудь».

Более широкая трактовка этого термина приведена М.В. Грибановой, которая рассматривает средство как « . опосредующее звено процесса становления личностных новообразований».

Возникает и необходимость в уточнении понятия «деятельность», которое играет ключевую роль, ибо это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Содержание деятельности составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Похожие публикации:

Планирование работы по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения детей в старшей группе ДОУ
Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое нравственное воспитание и формирование культуры поведения старших дошкольников необходимо эту работу планировать. Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы ...

Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников
Старшая группа В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стре ...

Взгляды на реализацию компетентностного подхода в школе
В науке нет общего подхода к понятию компетентность, каждый автор понимает его по-своему. В этом широком контексте трактовки компетентности в мире продолжается работа по изменению содержания стандартов и процедуры аттестации преподавателей. В этом же контексте в России в 2001 году были сформулирова ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru