Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Страница 3

А.И. Арнольдов считает, что «правомерно понимание культуры как особого, специфического способа человеческой деятельности, единства многообразия исторически выработанных форм деятельности, отражающей степень «очеловечения» природы и меру саморазвития человека».

Разработка и реализация культурологического подхода в саморазвитии образовательно-воспитательных систем находится в полном соответствии с современным Законом Российской Федерации об образовании, где сказано, что содержание современного образования должно обеспечить «интеграцию личности в системы мировой и национальной культур».

Культурологический подход применительно к предмету нашего исследования позволил учитывать тот факт, что человек всегда действует в рамках культуры, являясь одновременно объектом культурных воздействий и субъектом, творцом ценностей, а проблема культуры рассматривается как проблема изменения самого человека, его становление как творческой личности. С одной стороны, эта проблема взаимодействия людей, при которой происходит взаимообразное их формирование, с другой - культура имеет личностно-творческую природу. С позиции культурологического подхода мы рассматриваем ребенка как субъект культуры, как активную индивидуальность, ориентированную на свободное творчество, преобразующее отношение к накопленной культуре.

Деятельностный подход представлен в исследованиях К.А. Абдульхановой-Славской, М.Я.Басова, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукермана и других.

Деятельностный подход - один из фундаментальных в педагогике и психологии. Согласно данному подходу, усвоение личностно-социального опыта, развитие психических функций и способностей человека, систем его отношений с объективным миром, людьми и самим собой осуществляется в процессе собственной активной деятельности (Л.С. Выготский, ПЛ. Гальперин, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Методологическое значение деятельностного подхода в том, что процесс формирования личностных качеств ребенка становится эффективнее, если имеется возможность и необходимость проявлять эти качества в деятельности.

Идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка.

Деятельностный подход, с точки зрения механизма становления и формирования субъективности ребенка, можно рассматривать как личностно-ориентированный подход. Деятельность выступает как интегрирующая основа психических свойств и функций.

Деятельностный подход реализуется в русле ключевой идеи современной педагогики о необходимости преобразования воспитанника из преимущественно объекта учебно-воспитательного процесса в его субъект. Воспитание, при этом понимается как «восхождение к субъективности».

В возрастании субъективных свойств ребенка видит суть современной педагогической деятельности Е.В. Бондаревская. Она же рассматривает субъективные свойства как ядро человеческой культуры. Опора на деятельностный подход позволяет организовать работу основных субъектов в процессе экологического образования дошкольников посредством включения их в различные виды деятельности.

А.Н. Леонтьев отмечает, что деятельность - «единица жизни, опосредованная психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в объективном мире. Иными словами - деятельность — это не реакция, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения свое развитие».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Теоретические основы семейного воспитания детей с нарушенным слухом
В процессе формирования и развития личности семья занимает одно из важнейших мест. Воспитание в семье, как отмечали А.Р. Маллер (1986), А.А. Сагдуллаев (1990), М.М. Семаго (1991), Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина (1991, 2003), Т.Г Богданова и Н.В. Мазурова (1998) и другие, первично, значимо в жизни ...

Система работы с отстающими учащимися
Речь идет только о тех учениках, которые по разным причинам отстают в изучении предметов и хотели бы это отставание преодолеть, при этом встречают заинтересованные отношения родителей. В других случаях когда речь идет о педагогической запущенности, асоциальном поведении и негативном отношении к уче ...

Программа работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада
На основе результатов первичной диагностики нами была разработана программа работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях детского сада. При разработке программы через игровую деятельность нами, прежде всего, учитывались данные психолого- ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru