Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Страница 5

Деятельность имеет важнейшее свойство: она полифункциональна. Можно выделить как минимум 5 функций деятельности:

а) деятельность как универсальная характеристика человеческого мира;

б) деятельность как предмет управления (организация, функционирования);

в) деятельность как предмет объективного изучения;

г) деятельность как предмет проектирования (выявление способов и условий оптимальной реализации видов деятельности);

д) деятельность как ценность (место деятельности в системах культуры);

Таким образом, можно констатировать, что через деятельность личность включается в общественную жизнь.

Исходя из вышеизложенного, следует конкретизировать принципы деятельности:

познать человека можно только в деятельности;

развитие и совершенствование происходит только в деятельности;

общение и отношение совершаются только в деятельности;

деятельность всегда целенаправленна;

в деятельности проявляется активность личности, единство сознания и поведения, мировоззрение личности;

деятельность педагога - основа воздействия на личность ребенка;

деятельность - основа организации полнокровной жизни.

Утверждение, что «ребенок развивается в игре» ни у кого не вызывает сомнений. Известный педагог и детский врач Е.А. Аркин назвал этот вид деятельности «психическим витамином», а психолог С.Л. Рубинштейн отмечал, что «в игре формируются все стороны психической жизни личности». Свободная и естественная, инициируемая самими ребенком, игра - это его показатель зрелости и культуры .

А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов разрабатывали общую схему периодизации детства и для каждого периода выделили присущий ему вид деятельности.

Согласно А.Н.Леонтьеву, ведущая деятельность - это деятельность, которая обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребенка в данный период его развития. Каждому периоду свойственна определенная ведущая деятельность, это не значит, что в данном возрасте ответствуют или «ущемлены другие виды деятельности».

В основу периодизации детства взят определенный тип ведущей деятельности, при этом его изменение характеризует смену возрастных периодов. В каждой деятельности возникают и формируются соответствующие психологические новообразования, преемственность которых создает единство психического развития ребенка.

Как отмечает Л.В. Трубайчук: «Игровая деятельность наиболее характерна для ребенка от 3 до 6 лет. В процессе ее осуществления у него развиваются воображение и символическая функция, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий, способность в выделении в них моментов соподчинения и управления, а также формируются обобщенные сопереживания, осмысленная ориентация в них».

В процессе анализа статей, монографий, посвященных проблеме игровой деятельности, можно встретить ряд терминов, обозначающих игру как форму деятельности:

- в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий (Б.М. Бим-Бад);

раскрытие внутренних возможностей человека осуществляется в деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.);

«игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольников, формирует у них коммуникативные умения и навыки» (Т.А. Березина).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Похожие публикации:

Урок - это классическая форма передачи знаний
Урок - это классическая форма передачи знаний. Настрой, с которым учитель приходит в класс фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха, степень включенности учащихся, дисциплину на уроке, качество урока, успешность процесса и результат. Излишняя легкость и веселость приводит к повыш ...

Исследование эффективности проблемного обучения в старшей группе ДОУ
Практическая часть курсовой работы осуществлялась на базе детского сада №68 «Василек» г. Наб. Челны. Возглавляют ДОУ: Хузина Гульнара Фаритовна – образование высшее; высшая квалификационная категория. Старший воспитатель, Сочнева Людмила Юрьевна – высшее образование; первая квалификационная категор ...

Творческие способности
В 1959 году американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия творческих способностей (креативности): "Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опы ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru