Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Страница 5

Деятельность имеет важнейшее свойство: она полифункциональна. Можно выделить как минимум 5 функций деятельности:

а) деятельность как универсальная характеристика человеческого мира;

б) деятельность как предмет управления (организация, функционирования);

в) деятельность как предмет объективного изучения;

г) деятельность как предмет проектирования (выявление способов и условий оптимальной реализации видов деятельности);

д) деятельность как ценность (место деятельности в системах культуры);

Таким образом, можно констатировать, что через деятельность личность включается в общественную жизнь.

Исходя из вышеизложенного, следует конкретизировать принципы деятельности:

познать человека можно только в деятельности;

развитие и совершенствование происходит только в деятельности;

общение и отношение совершаются только в деятельности;

деятельность всегда целенаправленна;

в деятельности проявляется активность личности, единство сознания и поведения, мировоззрение личности;

деятельность педагога - основа воздействия на личность ребенка;

деятельность - основа организации полнокровной жизни.

Утверждение, что «ребенок развивается в игре» ни у кого не вызывает сомнений. Известный педагог и детский врач Е.А. Аркин назвал этот вид деятельности «психическим витамином», а психолог С.Л. Рубинштейн отмечал, что «в игре формируются все стороны психической жизни личности». Свободная и естественная, инициируемая самими ребенком, игра - это его показатель зрелости и культуры .

А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов разрабатывали общую схему периодизации детства и для каждого периода выделили присущий ему вид деятельности.

Согласно А.Н.Леонтьеву, ведущая деятельность - это деятельность, которая обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребенка в данный период его развития. Каждому периоду свойственна определенная ведущая деятельность, это не значит, что в данном возрасте ответствуют или «ущемлены другие виды деятельности».

В основу периодизации детства взят определенный тип ведущей деятельности, при этом его изменение характеризует смену возрастных периодов. В каждой деятельности возникают и формируются соответствующие психологические новообразования, преемственность которых создает единство психического развития ребенка.

Как отмечает Л.В. Трубайчук: «Игровая деятельность наиболее характерна для ребенка от 3 до 6 лет. В процессе ее осуществления у него развиваются воображение и символическая функция, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий, способность в выделении в них моментов соподчинения и управления, а также формируются обобщенные сопереживания, осмысленная ориентация в них».

В процессе анализа статей, монографий, посвященных проблеме игровой деятельности, можно встретить ряд терминов, обозначающих игру как форму деятельности:

- в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий (Б.М. Бим-Бад);

раскрытие внутренних возможностей человека осуществляется в деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.);

«игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольников, формирует у них коммуникативные умения и навыки» (Т.А. Березина).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Похожие публикации:

Оценка сформированности ключевых компетентностей
При разработке системы измерений ключевых компетентностей целесообразно применять различные средства, выбор которых зависит от поставленных целей и задач. Практика показывает, что следует отказаться от традиционных систем контроля, чаще используя деятельностные методы оценивания. К наиболее эффекти ...

Содержание технологического образования школьников
Сформулированные новые принципы государственной политики в области образования учли, в том числе и недостатки существовавшей системы трудовой подготовки молодежи, несоответствие ее изменившимся задачам развития подрастающего поколения. Длительная работа по созданию федеральных компонентов государст ...

Этапы и методика обучения плаванию детей дошкольного возраста
Могут быть выделены несколько этапов обучения. Первый начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами (плотностью, вязкостью, прозрачностью). Он продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и самостоятельно передвигаться по ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru