Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Страница 10

Проведем анализ составляющих компонентов эффективности формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности.

Когнитивный компонент.

Интерес дошкольника к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Благодаря познавательному интересу, и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой интеллекта и важным фактором воспитания личности ребенка.

На протяжении ряда десятилетий XX века ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания (А.П.Усова, С.Ф.Веретенникова, А.К.Бондаренко, А.Н.Давидчук, Н.А.Ветлугина) уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме обучения. В экологическом образовании дошкольников занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы - расширены, углублены, объединены и систематизированы.

Применительно к формированию основ экологической культуры у дошкольников экологические знания регулируют, направляют и контролируют деятельность и поведение ребенка в природе, в значительной мере определяют и отношение к ней, делая его осознанным, экологически оправданным. Сформированность умений осуществить разнообразную экологически направленную деятельность позволяет ребенку применить в поведении экологические знания, осознанно и активно выразить отношение к природе. Когнитивный компонент в разработанной нами системе проявляет себя в необходимости определения достаточного уровня экологических знаний у дошкольников. В структуре данного компонента можно выделить интерес к окружающей природе.

Эмоционалъно-мотивационный компонент.

Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация.

В «Большой современной энциклопедии» так трактуется «мотивация» - вся совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей и т.п.

Педагогический энциклопедический словарь раскрывает понятие «мотивы» как побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности.

В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми. Детям дошкольного возраста уже свойственно окрашивать свои успехи и неудачи в любой деятельности соответствующими эмоциональными реакциями.

Следует помнить, что процесс познания дошкольника отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир «умом», дети - эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношение вторично. У детей, наоборот, отношение первично, информация вторична. Эмоционально-чувственное постижение мира природы имеет первостепенное значение в развитии познавательной сферы ребенка, в процессе формирования у него определенного мировоззрения, для развития его личности.

Эмоционально-мотивационный компонент в разработанной нами системе характеризует уровень развития экологической культуры ребенка, мотивы его поведения, установки по отношению к окружающей природе в чувственном проявлении.

Творческо-деятельностный компонент системы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности предполагает проявление творчества.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Похожие публикации:

Анализ психолого-педагогических исследований по формированию знаний о величине детей дошкольного возраста
Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ...

Работа по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией
Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так, как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение (Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чирки ...

Система и связь педагогических наук
Шёл мелкий, неприятный осенний дождик. Он был похож на пыль, водяную пыль, которая была всюду: на букетах огромных гладиолусов, на бантах, спрятанных под капюшонами болоньевых курток, на одинаковых чёрных портфельчиках, которые подарили всем выпускникам детского сада, на маминых зонтах, на папиных ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru