Проведем анализ составляющих компонентов эффективности формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности.
Когнитивный компонент.
Интерес дошкольника к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Благодаря познавательному интересу, и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой интеллекта и важным фактором воспитания личности ребенка.
На протяжении ряда десятилетий XX века ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания (А.П.Усова, С.Ф.Веретенникова, А.К.Бондаренко, А.Н.Давидчук, Н.А.Ветлугина) уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме обучения. В экологическом образовании дошкольников занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы - расширены, углублены, объединены и систематизированы.
Применительно к формированию основ экологической культуры у дошкольников экологические знания регулируют, направляют и контролируют деятельность и поведение ребенка в природе, в значительной мере определяют и отношение к ней, делая его осознанным, экологически оправданным. Сформированность умений осуществить разнообразную экологически направленную деятельность позволяет ребенку применить в поведении экологические знания, осознанно и активно выразить отношение к природе. Когнитивный компонент в разработанной нами системе проявляет себя в необходимости определения достаточного уровня экологических знаний у дошкольников. В структуре данного компонента можно выделить интерес к окружающей природе.
Эмоционалъно-мотивационный компонент.
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация.
В «Большой современной энциклопедии» так трактуется «мотивация» - вся совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей и т.п.
Педагогический энциклопедический словарь раскрывает понятие «мотивы» как побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности.
В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми. Детям дошкольного возраста уже свойственно окрашивать свои успехи и неудачи в любой деятельности соответствующими эмоциональными реакциями.
Следует помнить, что процесс познания дошкольника отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир «умом», дети - эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношение вторично. У детей, наоборот, отношение первично, информация вторична. Эмоционально-чувственное постижение мира природы имеет первостепенное значение в развитии познавательной сферы ребенка, в процессе формирования у него определенного мировоззрения, для развития его личности.
Эмоционально-мотивационный компонент в разработанной нами системе характеризует уровень развития экологической культуры ребенка, мотивы его поведения, установки по отношению к окружающей природе в чувственном проявлении.
Творческо-деятельностный компонент системы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности предполагает проявление творчества.
Моделирование педагогической практики
Образовательная концепция Развивающего Обучения (основными авторами которой являются Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. В. Репкин) представляет собой целостное теоретическое построение, опирающееся на деятельностный подход в философии и на культурно-историческую концепцию в психологии. Результатом р ...
Содержание и организация внеклассной работы по биологии
Основные направления внеклассной работы. Успех внеклассной работы по биологии в большой степени связан с ее содержанием и организацией. Внеклассная работа должна вызвать интерес у школьников, увлекать их различными видами деятельности. Поэтому ее нельзя превращать в дополнительные занятия учащихся ...
Особенности воспитания творческой саморазвивающейся личности в учреждениях
дополнительного образования
В марте 1995 г. Правительством РФ было утверждено постановление №233 "Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей", в котором дано следующее определение: "Образовательное учреждение дополнительного образования детей – тип образовательного учрежде ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.