Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Страница 10

Проведем анализ составляющих компонентов эффективности формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности.

Когнитивный компонент.

Интерес дошкольника к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Благодаря познавательному интересу, и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой интеллекта и важным фактором воспитания личности ребенка.

На протяжении ряда десятилетий XX века ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания (А.П.Усова, С.Ф.Веретенникова, А.К.Бондаренко, А.Н.Давидчук, Н.А.Ветлугина) уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме обучения. В экологическом образовании дошкольников занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы - расширены, углублены, объединены и систематизированы.

Применительно к формированию основ экологической культуры у дошкольников экологические знания регулируют, направляют и контролируют деятельность и поведение ребенка в природе, в значительной мере определяют и отношение к ней, делая его осознанным, экологически оправданным. Сформированность умений осуществить разнообразную экологически направленную деятельность позволяет ребенку применить в поведении экологические знания, осознанно и активно выразить отношение к природе. Когнитивный компонент в разработанной нами системе проявляет себя в необходимости определения достаточного уровня экологических знаний у дошкольников. В структуре данного компонента можно выделить интерес к окружающей природе.

Эмоционалъно-мотивационный компонент.

Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация.

В «Большой современной энциклопедии» так трактуется «мотивация» - вся совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей и т.п.

Педагогический энциклопедический словарь раскрывает понятие «мотивы» как побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности.

В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми. Детям дошкольного возраста уже свойственно окрашивать свои успехи и неудачи в любой деятельности соответствующими эмоциональными реакциями.

Следует помнить, что процесс познания дошкольника отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир «умом», дети - эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношение вторично. У детей, наоборот, отношение первично, информация вторична. Эмоционально-чувственное постижение мира природы имеет первостепенное значение в развитии познавательной сферы ребенка, в процессе формирования у него определенного мировоззрения, для развития его личности.

Эмоционально-мотивационный компонент в разработанной нами системе характеризует уровень развития экологической культуры ребенка, мотивы его поведения, установки по отношению к окружающей природе в чувственном проявлении.

Творческо-деятельностный компонент системы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности предполагает проявление творчества.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Похожие публикации:

Психологический аспект нравственности
Развитие нравственности в психологическом аспекте включает две стороны. Одна сторона – это развитие чувств и воли , другая состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок сов ...

Учебный мозговой штурм
Решение творческой задачи организую на уроке в форме учебного мозгового штурма. Развитие творческого стиля мышления - вот его основная цель. Перечислю дидактические ценности УМШ: - это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы: - учащиеся тренируют умение кр ...

Проявления функциональной доминантности полушарий
При рождении человека каждое из двух полушарий имеет потенциал контролировать большинство, а возможно, и все виды функций организма. Однако полушария вскоре начинают «специализироваться»: у большинства людей – тех, кто пишет правой рукой, – левое полушарие отвечает за речь, логическую обработку инф ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru