Важным является то, что система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности с позиций системного, культурологического и деятельностного подходов рассматривается нами как совокупность закономерных, функционально связанных элементов, составляющих определенную целостность.
Рассматривая процесс формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности как сложный непрерывный педагогический процесс, как составную процесса экологического образования дошкольников, мы выделили в нем следующие основные компоненты: цель, задачи, содержание, организационные формы, результат.
Выделение структурных компонентов позволило обозначить в системе следующие блоки: целевой, организационно-содержательный, процессуальный, результативный и корректирующий.
Под блоками мы понимаем части содержательного компонента, которые отличаются содержательной и структурной специфичностью. Каждый блок системы предполагает наличие определенной цели, содержания и несет определенную функциональную нагрузку.
Рис.5. Система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой
Рассмотрим блоки системы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности. Целевой блок.
Цель: формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности
- формирование знаний, умений, навыков; - формирование способности эмоционально чувствовать и воспринимать природу;
- формирование осознанно-правильного отношения к природе и закрепление соответствующих поступков и практической деятельности;
Формулируя цель изучаемого явления, его задачи и содержание, мы полагаем, что система формирования основ экологической культуры у дошкольников разворачивается как поэтапное решение усложняющихся задач, направленных на осознание детьми на доступном уровне ведущих идей экологического образования и превращения их в убеждения, служащие регуляторами любой деятельности.
Игровая деятельность, на наш взгляд, имеет существенные возможности в силу возрастных особенностей старших дошкольников создать предпосылки для их познавательной, эмоциональной и деятельностной готовности к такому уровню культуры взаимодействия с миром природы, который соответствует современному этапу развития взаимоотношений природы и общества.
Представленная цель конкретизируется в задачи, содержание которых раскроет структурные компоненты основ экологической культуры у старших дошкольников.
Рис. 7. Организационно-содержательный блок системы
Психологические исследования показывают, что в результате специально задаваемой педагогом многоплановой деятельности, возникает ценностно-ориентированная внутренняя позиция ребенка. Для того чтобы приобретаемые дошкольниками экологические знания и представления обеспечивали формирование их экологической культуры, стали средством регуляции взаимодействия детей с объектами природы, необходимо обеспечить освоение и применение знаний в игровой деятельности. Процесс формирования основ экологической культуры у старших дошкольников в рамках нашего исследования предполагает совокупность когнитивного, эмоционального и творческо-деятельностного компонентов.
Диагностика, коррекция и возможности саморазвития
Для начала мы проанализировали несколько известных тестов, подходящих для фронтального исследования внимания. 1. Методика Пьерона–Рузера. Кодирование геометрических фигур в течение 3 минут. Ребенку предлагается закодировать четыре фигуры: ромб — горизонтальная черточка, круг — оставить пустым, квад ...
Формирование гражданственности у младших школьников как социальная и
психолого-педагогическая проблема
Мир, в котором живет современный человек, динамично и радикально изменяется. Эти изменения связаны с преобразованиями в сфере экономики, политики, социальных отношений, культуры и образования. Происходит переоценка ценностей современного общества, утрата нравственных идеалов, на которых раньше восп ...
Психические особенности развития навыков самоконтроля
у младших школьников
Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в контроле своих усилий. Как сделать, чтобы ученик совершал усилия не ради учительской похвалы или хотя бы не только ради нее? Зависимость от внешнего контроля снижается тогда, когда у человека формируется внутренняя контролирующая инстанция - самоконтрол ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.