Важным является то, что система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности с позиций системного, культурологического и деятельностного подходов рассматривается нами как совокупность закономерных, функционально связанных элементов, составляющих определенную целостность.
Рассматривая процесс формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности как сложный непрерывный педагогический процесс, как составную процесса экологического образования дошкольников, мы выделили в нем следующие основные компоненты: цель, задачи, содержание, организационные формы, результат.
Выделение структурных компонентов позволило обозначить в системе следующие блоки: целевой, организационно-содержательный, процессуальный, результативный и корректирующий.
Под блоками мы понимаем части содержательного компонента, которые отличаются содержательной и структурной специфичностью. Каждый блок системы предполагает наличие определенной цели, содержания и несет определенную функциональную нагрузку.
Рис.5. Система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой
Рассмотрим блоки системы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности. Целевой блок.
Цель: формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности
- формирование знаний, умений, навыков; - формирование способности эмоционально чувствовать и воспринимать природу;
- формирование осознанно-правильного отношения к природе и закрепление соответствующих поступков и практической деятельности;
Формулируя цель изучаемого явления, его задачи и содержание, мы полагаем, что система формирования основ экологической культуры у дошкольников разворачивается как поэтапное решение усложняющихся задач, направленных на осознание детьми на доступном уровне ведущих идей экологического образования и превращения их в убеждения, служащие регуляторами любой деятельности.
Игровая деятельность, на наш взгляд, имеет существенные возможности в силу возрастных особенностей старших дошкольников создать предпосылки для их познавательной, эмоциональной и деятельностной готовности к такому уровню культуры взаимодействия с миром природы, который соответствует современному этапу развития взаимоотношений природы и общества.
Представленная цель конкретизируется в задачи, содержание которых раскроет структурные компоненты основ экологической культуры у старших дошкольников.
Рис. 7. Организационно-содержательный блок системы
Психологические исследования показывают, что в результате специально задаваемой педагогом многоплановой деятельности, возникает ценностно-ориентированная внутренняя позиция ребенка. Для того чтобы приобретаемые дошкольниками экологические знания и представления обеспечивали формирование их экологической культуры, стали средством регуляции взаимодействия детей с объектами природы, необходимо обеспечить освоение и применение знаний в игровой деятельности. Процесс формирования основ экологической культуры у старших дошкольников в рамках нашего исследования предполагает совокупность когнитивного, эмоционального и творческо-деятельностного компонентов.
Развитие школ и становление школьной системы в России начале XIX века
В первой половине XIX века формируется система образования и педагогическая мысль, призванные отвечать новым экономическим и духовным запросам гражданского общества. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие педагогической мысли ...
Процесс формирования знаний о величине у дошкольников среднего возраста
Цель данного этапа – повысить уровень развития представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста, находящихся на среднем и низком уровне развития данных представлений. Для реализации этой цели мы предлагаем провести серию дидактических занятий: Игра-занятие «Что делают матрешки?» Цель ...
Характеристика различных методов контроля
Существуют различные системы контроля: устный и письменный опрос, математический диктант, итоговые контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены, повседневные наблюдения за учебной работой учащихся, проверка домашней работы, нетрадиционные формы контроля. Устная проверка Устная проверка организуется ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.