Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Страница 7

Творческое воображение относится к числу фундаментальных психологических новообразований дошкольного детства.

Являясь первоосновой созидательных возможностей и свершений ребенка, личностно-развивающим началом его целостного духовно- практического бытия, оно активно формируется средствами специфически «дошкольных» видов деятельности-игры, многообразных разновидностей художественного творчества, восприятия сказок, самостоятельного сочинительства и др. Воображение дошкольника-это почва, на которой вырастает позднее профессионально развитое воображение.

Так, логика изучения проблемы исследования определяет задачу рассмотрения такого понятия, как «система», имеющего для нашей работы важное методологическое значение.

В научной литературе содержится более 40 формулировок понятия «система». При этом Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибакова, выделяют 2 основных подхода к ее формированию:

указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы;

понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними.

В Большом толковом словаре русского языка понятие «система» трактуется как:

1 .Определенный порядок, основанный на планомерном расположении и взаимной связи частей чего-либо.

Устройство, структура, представляющее собой единство закономерно расположенных, взаимно связанных частей.

Совокупность методов, приемов, правил, осуществления чего-либо и т.п.

В «Философском энциклопедическом словаре» дано следующее определение данной категории: «система (от греч. - целое, составленное из частей: соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующую определенную целостность, единство».

Вместе с тем, понятие «система» разнообразно трактуется отечественными и зарубежными учеными:

понимают под системой совокупность объектов любой природы, между которыми существуют определенные отношения (В.С. Тюкин, В.А. Афанасьев, А.Н. Аверьянов);

считают системой только организованные, целесообразные совокупности объектов (В.А.Садовский, Э.Г.Юдин, И.В. Блауберг др.);

трактуют понятие «система» как целостную совокупность элементов, находящихся во взаимодействии и взаимосвязях друг с другом, выполняющую определенные функции, тесно связанную со средой, благодаря чему возможно управление ею (В.А.Беликов, И.В. Блаубер, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.).

Анализ философской литературы привел нас к пониманию того, что все, пользующиеся понятием «система» исходят из философского определения системы как множества взаимосвязанных и взаимовлияющих функционирующих элементов, имеющих иерархическую структуру. Система не сводится к механическому суммированию и перенесению на целое отдельных свойств составляющих ее компонентов.

Ведущий отечественный теоретик В.Г.Афанасьев выделяет следующие признаки системы:

наличие составных элементов (компоненты частей), из которых образуется система. Минимальное допустимое число элементов в системе - 2;

наличие структуры, т.е. определенных отношений и связей между элементами. Связь - это такое взаимодействие, при котором изменение одного компонента системы приводит к изменению других. Способ связи между элементами определяет структуру всей системы;

наличие интегративных качеств, т.е. тех, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Похожие публикации:

Анализ реформы системы образования и мониторинга эффективности средних профессиональных учебных заведений
На вершине полномасштабной реформы системы российского образования, безусловно, находится новый Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., т.е. уже с нового учебного года. Причем необходимость проведения реформы российск ...

Функции оценки
Оценка, как и все другие компоненты учебного процесса, выполняет определённые функции. Функция - работа, производимая тем или иным органом обязанность, подлежащая исполнению. Функции оценка – это слагаемые той работы, которую призваны выполнять рецептивно – сопоставительные действия оценивающего. В ...

Развитие творчества детей с помощью создания непредметных образов
В настоящем формирующем педагогическом эксперименте была поставлена следующая цель: проверить эффективность непредметного рисования для развития творчества детей дошкольного возраста Указанная цель достигалась с помощью последовательного решения следующих задач: Оценить начальный уровень развития т ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru