Творческое воображение относится к числу фундаментальных психологических новообразований дошкольного детства.
Являясь первоосновой созидательных возможностей и свершений ребенка, личностно-развивающим началом его целостного духовно- практического бытия, оно активно формируется средствами специфически «дошкольных» видов деятельности-игры, многообразных разновидностей художественного творчества, восприятия сказок, самостоятельного сочинительства и др. Воображение дошкольника-это почва, на которой вырастает позднее профессионально развитое воображение.
Так, логика изучения проблемы исследования определяет задачу рассмотрения такого понятия, как «система», имеющего для нашей работы важное методологическое значение.
В научной литературе содержится более 40 формулировок понятия «система». При этом Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибакова, выделяют 2 основных подхода к ее формированию:
указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы;
понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними.
В Большом толковом словаре русского языка понятие «система» трактуется как:
1 .Определенный порядок, основанный на планомерном расположении и взаимной связи частей чего-либо.
Устройство, структура, представляющее собой единство закономерно расположенных, взаимно связанных частей.
Совокупность методов, приемов, правил, осуществления чего-либо и т.п.
В «Философском энциклопедическом словаре» дано следующее определение данной категории: «система (от греч. - целое, составленное из частей: соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующую определенную целостность, единство».
Вместе с тем, понятие «система» разнообразно трактуется отечественными и зарубежными учеными:
понимают под системой совокупность объектов любой природы, между которыми существуют определенные отношения (В.С. Тюкин, В.А. Афанасьев, А.Н. Аверьянов);
считают системой только организованные, целесообразные совокупности объектов (В.А.Садовский, Э.Г.Юдин, И.В. Блауберг др.);
трактуют понятие «система» как целостную совокупность элементов, находящихся во взаимодействии и взаимосвязях друг с другом, выполняющую определенные функции, тесно связанную со средой, благодаря чему возможно управление ею (В.А.Беликов, И.В. Блаубер, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.).
Анализ философской литературы привел нас к пониманию того, что все, пользующиеся понятием «система» исходят из философского определения системы как множества взаимосвязанных и взаимовлияющих функционирующих элементов, имеющих иерархическую структуру. Система не сводится к механическому суммированию и перенесению на целое отдельных свойств составляющих ее компонентов.
Ведущий отечественный теоретик В.Г.Афанасьев выделяет следующие признаки системы:
наличие составных элементов (компоненты частей), из которых образуется система. Минимальное допустимое число элементов в системе - 2;
наличие структуры, т.е. определенных отношений и связей между элементами. Связь - это такое взаимодействие, при котором изменение одного компонента системы приводит к изменению других. Способ связи между элементами определяет структуру всей системы;
наличие интегративных качеств, т.е. тех, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему.
Планирование работы по нравственному воспитанию и формированию культуры
поведения детей в старшей группе ДОУ
Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое нравственное воспитание и формирование культуры поведения старших дошкольников необходимо эту работу планировать. Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы ...
Особенности профессионального самоопределения старшеклассников
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформиров ...
Практические навыки
1. По технике речи. Дышать незаметно. Часто, но не учащенно. Умело использовать паузы для добора (пополнения запаса) воздуха. Читать четко, внятно (не заглатывать звуков, не гнусавить). Соблюдать нормы орфоэпии. 2. По логике чтения. Овладеть «шестью рычагами»: громче — тише, выше — ниже, быстрее ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.