Творческое воображение относится к числу фундаментальных психологических новообразований дошкольного детства.
Являясь первоосновой созидательных возможностей и свершений ребенка, личностно-развивающим началом его целостного духовно- практического бытия, оно активно формируется средствами специфически «дошкольных» видов деятельности-игры, многообразных разновидностей художественного творчества, восприятия сказок, самостоятельного сочинительства и др. Воображение дошкольника-это почва, на которой вырастает позднее профессионально развитое воображение.
Так, логика изучения проблемы исследования определяет задачу рассмотрения такого понятия, как «система», имеющего для нашей работы важное методологическое значение.
В научной литературе содержится более 40 формулировок понятия «система». При этом Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибакова, выделяют 2 основных подхода к ее формированию:
указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы;
понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними.
В Большом толковом словаре русского языка понятие «система» трактуется как:
1 .Определенный порядок, основанный на планомерном расположении и взаимной связи частей чего-либо.
Устройство, структура, представляющее собой единство закономерно расположенных, взаимно связанных частей.
Совокупность методов, приемов, правил, осуществления чего-либо и т.п.
В «Философском энциклопедическом словаре» дано следующее определение данной категории: «система (от греч. - целое, составленное из частей: соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующую определенную целостность, единство».
Вместе с тем, понятие «система» разнообразно трактуется отечественными и зарубежными учеными:
понимают под системой совокупность объектов любой природы, между которыми существуют определенные отношения (В.С. Тюкин, В.А. Афанасьев, А.Н. Аверьянов);
считают системой только организованные, целесообразные совокупности объектов (В.А.Садовский, Э.Г.Юдин, И.В. Блауберг др.);
трактуют понятие «система» как целостную совокупность элементов, находящихся во взаимодействии и взаимосвязях друг с другом, выполняющую определенные функции, тесно связанную со средой, благодаря чему возможно управление ею (В.А.Беликов, И.В. Блаубер, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.).
Анализ философской литературы привел нас к пониманию того, что все, пользующиеся понятием «система» исходят из философского определения системы как множества взаимосвязанных и взаимовлияющих функционирующих элементов, имеющих иерархическую структуру. Система не сводится к механическому суммированию и перенесению на целое отдельных свойств составляющих ее компонентов.
Ведущий отечественный теоретик В.Г.Афанасьев выделяет следующие признаки системы:
наличие составных элементов (компоненты частей), из которых образуется система. Минимальное допустимое число элементов в системе - 2;
наличие структуры, т.е. определенных отношений и связей между элементами. Связь - это такое взаимодействие, при котором изменение одного компонента системы приводит к изменению других. Способ связи между элементами определяет структуру всей системы;
наличие интегративных качеств, т.е. тех, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему.
Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала
К прогрессивным методам оценки относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение рейтинга является системой организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность. Рейтинговая система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с ...
О межпредметных связях дисциплин специализации "Постановка театрализованных представлений"
Театральное искусство – искусство синтетическое. На сценической площадке во время спектакля сливаются воедино не совместимые с первого взгляда формы творчества: искусство художника, музыканта, хореографа, певца, драматурга, режиссёра, и это не весь список. Но картина не будет полной без одного очен ...
Создание проблемных ситуаций при изучении биологии
В методике организации учения школьников большое значение имеет проблемное обучение. К.Д. Ушинский считал, что в обучении серьезное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины. «Самостоятельность головы учащегося, - подчеркивал великий пед ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.