Система образования России встретила XXI век в условиях «глобальной» нестабильности. Научная и педагогическая общественность все более осознает «экологическую недостаточность» на всех уровнях образования.
Одной из важнейших причин экологического неблагополучия является низкая экологическая культура людей, отсутствие у них экологического самосознания и четкой позиции на природоохранную деятельность. Поэтому одним из значимых путей изменения современной экологической ситуации в стране является экологическое образование (H.H. Моисеев, К.А. Романова, Г.Я. Ягодин и др.).
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования определяется тем, что с принятием государством РФ стратегии устойчивого развития в стране изменилась и роль образования в решении общественных проблем. При этом базой реализации данной стратегии рассматривается именно экологическое образование как междисциплинарная реформа всей системы образования на всех уровнях и для всех возрастов, вооружая каждого индивидуума способностями решать жизненные задачи, опираясь на природосберегающий подход к ним.
Человека, наделенного экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности.
Индивидуальные возрастные различия детей в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обусловливают разный уровень их экологической культуры, разную меру способности гармонизировать свои отношения с окружающим миром.
Формирование основ экологической культуры детей требует развития у них не только конкретных знаний и умений, но и общего понимания природы, меры ответственности за жизнь в конкретном месте и на планете в целом. Новые концепции образования выделяют принципиальные направления изменения характера экологического образования дошкольников, когда их развитие происходит как становление разнообразных видов человеческой деятельности и, прежде всего, ведущей (В.В. Давыдов, Л.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), порождается специфическая для данного возраста внутренняя позиция ребенка (Л.И. Божович), появляются новообразования и стереотипы поведения личности, направленную на активную ориентировку в ситуации (П.Я. Гальперин).
Результаты проведенных исследований позволяют сегодня ставить вопрос о формировании основ экологической культуры (начал экологической грамотности) детей дошкольного возраста как системе жизненных установок, направленных на целостный анализ экологической ситуации, обусловливающий экологически целесообразное поведение. Вышеизложенное свидетельствует об актуальности исследования на научно-теоретическом уровне.
Под формированием основ экологической культуры дошкольника мы понимаем процесс, направленный на синтез элементов: экологических знаний, экологического отношения к природе и культуры экологически оправданного поведения.
Существенное значение в разработке проблемы развития основ экологической культуры имеют труды педагогов, исследовавших во второй половине XIX и начала XX веков процессы ознакомления детей с предметным миром и природой (Е.Н. Водовозова, Е.Н. Тихеева, К.Д. Ушинский и др.). Их исследования во многом определили характер современных научных поисков, изучающих влияние ознакомления с окружающим миром на психическое развитие ребенка (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и др.).
Особое значение для нашего исследования имеют концепции воспитания экологической культуры, в которых сформированы положения о самоценности экологической культуры личности^ развивающейся на основе ее интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер и выражающейся в системе отношений ребенка к природе, людям и самому себе (И.Л. Беккер, Э.В. Гирусов, И.Д. Зверев, Т.Д. Коростелева, И.Н.Пономарева).
На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется тем, что в современной науке и практике неупорядоченным и малоисследованным остается вопрос взаимосвязи игровой деятельности детей и формирования представлений о природе. Педагоги и психологи уделяют большое внимание игровой деятельности, так как она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека: компенсаторную, терапевтическую и главную - развивающую, которая повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.
Анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, изучение работы в дошкольных образовательных учреждениях позволили выделить несоответствия, противоположности и противоречия между:
возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к проблеме формирования основ экологической культуры у старших дошкольников, и недостаточной ее теоретической и практической разработанностью;
потенциальными возможностями игровой деятельности в формировании основ экологической культуры у старших дошкольников и степенью их теоретической обоснованности;
обозначенной в нормативных документах необходимостью построения процесса формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности и недостаточным использованием педагогических возможностей режиссерской игры в данном процессе.
На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске и определении педагогических возможностей формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности.
Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы исследования: «Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности».
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и опытно- поисковым путем проверить педагогические возможности формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности.
Объект исследования — процесс формирования основ экологической культуры у старших дошкольников.
Предмет исследования — формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности.
Гипотеза исследования:
формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности, вероятно, предполагает реализацию процесса, направленного на синтез элементов экологических знаний, экологического отношения к природе и культуры экологически оправданного поведения;
возможно, уровень сформированности основ экологической культуры у старших дошкольников повысится, если особенностью системы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников будет являться взаимосвязь когнитивного, эмоционально-мотивационного и творческо-деятельностного компонентов рассматриваемого процесса, реализуемых средствами игровой деятельности;
эффективность исследуемого процесса, по всей вероятности, предполагает внедрение методики формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности, предусматривающей развитие у детей способности эмоционально-чувственно воспринимать природу, побуждение детей к осознанно-правильному поведению в природе, отношению ко всему живому и развитие способности у ребенка к самостоятельному активному природосообразному поведению.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи:
Проанализировать состояние проблемы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности в педагогической теории и практике и на данной основе определить содержание основ экологической культуры старших дошкольников;
Разработать на основе системного, культурологического и деятель- ностого подходов систему формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности, а также методику ее реализации;
Опытно-поисковым путем проверить эффективность системы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности при внедрении методики ее реализации.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
современные философские, социологические, психолого- педагогические идеи и концепции о сущности человека и его взаимодействии с обществом и природой (Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Л.Н.Коган, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн и др.);
теория системного подхода, освещенного в трудах В.Г.Афанасьева, И.В. Блауберга, Н.В. Кузьминой, Г.Н. Серикова, Э.Г. Юдина и др., деятельностного подхода, представленного в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна и др.; культурологического подхода, раскрытого в работах И.Г. Гардера, А.И. Арнольдова, Н.А. Бердяева, В.С. Библера и др.
исследования А.Ф. Аменда, С.Г. Глазачева,'Э.В. Гирусова, А.Н. За- хлебного, И.Д. Зверева, Н.Н. Моисеева, Л.В.Моисеевой, Г.П.Сикорской, И.Т.
Суравегиной, З.И. Тюмасевой и др., в которых подчеркивается актуальность проблемы экологического образования в истории отечественной педагогики;
теоретические основы экологического образования и воспитания детей, представленные в психолого-педагогических исследованиях С.Н. Николаевой, И.А. Хайдуровой, П.Г. Саморуковой, Н.И. Кондратьевой, JI.M. Маневцевой и др.;
работы Н.Я. Гальперина, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьева, В.А. Смирнова, Л.В. Трубайчук и др., которые рассматривали дошкольный возраст как сензитивный период в формировании и развитии личности; .
исследования Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева и др., раскрывающие психологическую характеристику игры как деятельности;
теория игровой деятельности Е.Е.Кравцовой, Н.Я.Михайленко и H.A. Коротковой, рассматривающая вопросы развития игры в дошкольном возрасте;
исследования, рассматривающие подходы к организации режиссерской игры (Е.М. Гаспарова, Е.Е. Кравцова, С.Л. Новоселова, А.В. Усова и др.).
Нормативно-правовую основу исследования составили: Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. от 25.10.2001 г., Концепция дошкольного воспитания, Концепции развития непрерывного экологического образования, Федеральная программа развития образования (2006-2010 годы).
Исследование проводилось поэтапно, при этом на каждом этапе, в зависимости от его задач, применялись соответствующие методы исследования: теоретические - теоретический анализ научной литературы, нормативно-правовых актов, систематизация, синтез, классификация, сравнение, прогнозирование, планирование, теоретическое моделирование; эмпирические - опытно-поисковая работа, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, опрос, экспертное оценивание результатов деятельности дошкольников; методы математической статистики.
База проведения исследования - опытно-поисковая работа проводилась на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений МДОУ № 457 (45 детей), № 473 (46 детей) г. Челябинска.
Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.
Первый этап исследования - организационно-подготовительный (2001-2003 гг.) - представлял собой изучение различных аспектов проблемы и включал в себя выбор темы, обоснование ее центральных идей, основных целей и конкретных задач поисковой работы; теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования с целью определения методологической и теоретической базы исследования; разработку плана исследования.
Второй этап - формирующий (2003-2004 гг.) - методом включенного наблюдения проводилось изучение и анализ работы педагогических коллективов в дошкольных образовательных учреждениях. Создана и усовершенствована эколого-игровая среда в опытных группах, разработана и апробирована система и методика формирования основ экологической культуры у дошкольников средствами игровой деятельности.
Третий этап - обобщающе-аналитический (2004-2005 гг.) - проведены анализ, систематизация и оформление результатов опытно-поисковой работы, разработаны рекомендации по использованию методики формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности. Определялась практическая значимость изыскания, оформлялась диссертационная работа.
Научная новизна исследования заключается в том, что: — на основе системного, культурологического и деятельностного подходов разработана система формирования основ экологической культуры у старших дошкольников, особенностью которой является взаимосвязь когнитивного, эмоционально-мотивационного и творческо-деятельностного
компонентов рассматриваемого процесса, реализуемых средствами игровой деятельности;
разработана методика формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности, предусматривающая развитие у детей способности эмоционально-чувственно воспринимать природу, побуждение детей к осознанно-правильному поведению в природе, отношению ко всему живому и развитие способности у ребенка к самостоятельному активному природосообразному поведению.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
уточнено понятие «формирование основ экологической культуры дошкольника», под которым мы понимаем процесс, направленный на синтез элементов: экологических знаний, экологического отношения к природе, культуры чувств и культуры экологически оправданного поведения;
в теории педагогики получила дальнейшее развитие проблема формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности.
Практическая значимость исследования состоит:
во внедрении в образовательный процесс МДОУ методики формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности;
в разработке перспективного плана по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников в режиссерской игре с приложением: картотекой литературных произведений, картотекой проблемных ситуаций на экологические сюжеты, экологических знаков поведения в природе; аудиозаписи музыкальных произведений и звуков природы;
в возможности использования материалов исследования в практике работы дошкольных образовательных учреждений, а также в системе повышения квалификации специалистов дошкольного образования.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических положений; выбором и реализацией комплекса методов, соответствующих цели, задачам и логике исследования; репрезентативностью полученных данных; обработкой результатов опытно-поисковой работы методами математической статистики.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
участия в III Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования» (Челябинск, 2004 г.); Международной научно-практической конференции «Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика» (Пермь, 2005 г.); Международной научно-практической конференции «Эколого-экономическое образование: проблемы и перспективы развития» (Челябинск, 2005 г.); Всероссийской межвузовской научно- практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: перспективы развития» (Челябинск, 2005 г.); IV Всероссийской научно- практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: первые шаги в социум» (Челябинск, 2005 г.);
публикации результатов исследования в педагогических журналах, научных вестниках, сборниках (Москва, Екатеринбург, Чебоксары, Челябинск, Пермь, Самара, Костанай);
выступлений на заседаниях кафедры педагогики, психологии и предметных методик ЧГПУ (2002-2005гг.); кафедры педагогики и методики дошкольного образования ЧГПУ (2003-2005 гг.);
педагогической деятельности на кафедре педагогики и методики дошкольного образования ЧГПУ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В отличие от существующего понимания процесса формирования основ экологической культуры дошкольника, имеющего преимущественно своей целью ознакомление ребенка с миром природы, мы под формированием основ экологической культуры дошкольника понимаем процесс, направленный на синтез элементов: экологических знаний, экологического отношения к природе, культуры экологически оправданного поведения.
Особенностью системы формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности является использование режиссерской игры в качестве средства, обеспечивающего взаимосвязь когнитивного, эмоционально-мотивационного и творческо- деятельностного компонентов рассматриваемого процесса.
В противоположность сложившемуся подходу, когда процесс формирования основ экологической культуры у дошкольников в основном сводится к занятиям и прогулкам в природе, методика формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности предусматривает развитие у детей способности эмоционально- чувственно воспринимать природу, побуждение детей к осознанно-правильному поведению в природе, отношению ко всему живому и развитие способности у ребенка к самостоятельному активному природосообразному поведению.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка и приложения.
Подвижник педагогики Песталоцци
Педагогический мир отмечает в 1996 г. 250-летие со дня рождения выдающегося швейцарского педагога Иоанна Генриха Песталоцци. Его жизнь и судьба вошли в летопись педагогических исканий человечества. Это было время, когда экономическое и социокультурное развитие западноевропейских стран потребовало р ...
Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению
Симптоматика кризиса детства не так ярка и демонстративна в сравнении, скажем, с кризисом трех лет. Одним из первых в отечественной психологии кризис семи лет описал Л.С. Выготский. Он зафиксировал, что при переходе от дошкольного к отроческому периоду ребенок резко меняется и становится более труд ...
Выявление уровня агрессивности у дошкольников
Наше экспериментальное исследование проходило с целью изучения влияния работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада на уровень их агрессивности. Исследование проводилось в три этапа: На этапе констатирующего эксперимента опре ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.