Образование » Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности » Методика формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Методика формирования экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Страница 1

Ученые, педагоги и практики в своих личностно-ориентированных концепциях, программах и технологиях раскрывают воспитывающий и развивающий потенциал природы, возможности изменения потребительского отношения к ней со стороны подрастающего поколения.

Наиболее благоприятным для простраивания взаимодействия и взаимовлияния ребенка и природной среды в педагогических и психологических исследованиях признается старший дошкольный возраст, который характеризуется исследовательской позицией, его любознательностью, активным эмоциональным откликом, отзывчивостью по отношению к окружающему миру (Н.Ф.Виноградова, В.Н. Грецова, С.Н.Николаева, З.П. Плохий и др.).

Методологическое значение для нашей работы имеют основополагающие труды А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурия, которые выдвинули положение о том, что деятельность в своем развитии постоянно меняет психологическое содержание в зависимости от обобщения субъектом опыта своей деятельности.

Одна из целей экологического образования - формирование основ экологической культуры у дошкольников, которая невозможна без участия в экологической деятельности.

В дошкольном возрасте ребенок легко включается в различные виды экологической деятельности: трудовую, художественно-творческую, опытно-экспериментальную, моделирующую, игровую.

В связи с этим необходимо акцентировать внимание на экологическую направленность игровой деятельности, которая будет основываться на:

предпочтение игр с экологическим содержанием, в которых ребенок может выступить защитником природы, выполнять социально- детерминированные правила поведения в природе в соответствии с нормами экологической этики;

наполнение игр экологическим содержанием;

отказ от игр, связанных с деструктивным воздействием на мир природы.

Педагоги и психологи уделяют большое внимание игровой деятельности, ибо она выполняет ряд важных функций в развитии личности ребенка. Компенсаторная функция игры основана на том, что для ребенка игровое пространство становится новой реальностью в реальности, созданной взрослыми. Игра — это альтернатива действительности, и поэтому она обладает терапевтическим свойством, используется для коррекции состояния и поведения ребенка. Но главная функция игры - развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира, природы и эмоциональному благополучию ребенка.

Эффективность освоения любого вида деятельности зависит от наличия у ребенка мотивации. Она протекает более успешно, дает качественные результаты, если у ребенка сильные и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно. Игровая деятельность протекает более продуктивно, если у ребенка сформирован определенный интерес и потребность к деятельности.

В рамках нашего исследования рассмотрим различные трактовки понятия «методика».

Большая современная энциклопедия определяет такое понятие как «методика воспитания» - отрасль педагогической науки, учение о методах воспитания; может быть общей, если имеются ввиду общие методы, присущие всем направлениям воспитания (умственному, физическому и др.) или частной, если речь идет о методах, применяемых в каком-либо определенном аспекте воспитания.

Согласно В.М.Полонскому «методика - составная часть педагогики, в которой рассматривается процесс обучения определенному учебному предмету, разрабатываются нормативные требования к содержанию, преподаванию и учению (обучению). Находит свое конкретное воплощение в содержании образования (в программах и учебниках), в методах, формах и средствах обучения. В системе педагогических наук выступает как частная дидактика, теория и практика обучения определенному учебному предмету. Различают методики обучения и методики образования».

В современной версии словаря Ф.А.Брокгауза и Е.А.Ефрона понятие «методика» определяется как « . учение о способах для педагогических целей изложения данной науки».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Психолого-педагогические рекомендации родителям по воспитанию детей с нарушением слуха в семье
Особенности обучения и воспитания детей с нарушением слуха в условиях семьи рассматриваются в работах Б.Д. Корсунской (1970), Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсоновой, Е.А. Ивановой (1991); Н.Д. Шматко и Т.В. Пелымской (1995), З.А. Пономаревой и Е.Т. Логиновой (1997), Л.В. Андреевой (2005) и др. Воспитание р ...

Виды нарушений осанки
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тел ...

Формы эстетического воспитания школьников в воспитательной работе
Изучение литературного произведение в классе учитель нацеливает на решения сложного комплекса образовательных и воспитательных задач. Среди них важнейшее значение имеет задачи нравственного и эстетического воспитания. Активная воспитательная сила литературного произведения заключается в том, что он ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru