Наиболее широкая трактовка термина «методика» приведена Л.А. Мархадаевым: «методика (от греч. methodike - часть грамматики, описывающая правила речи) - способ достижения определенной цели, совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, исследующая закономерности, правила, методы и приемы обучения определенному предмету».
Иная трактовка термина «методика» приведена Н.Н. Хридиной: «Методика — это установленный способ осуществления деятельности».
В.И. Селиверстов определяет «методику» как «отрасль педагогики, изучающая принципы, методы, приемы и средства учебно-воспитательной работы с учащимися».
Обратимся к формулировке понятия «методика», охарактеризованной З.И. Тюмасевой, Е.Н. Богдановым, Н.П. Щербак.
Методика совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-либо работы;
отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения, развития обучаемого;
В то же время важно отметить, что этими же авторами дано определение и «методике исследования» [методика + исследование] - совокупность приемов, способов организации и регуляции исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.
Мы полагаем, что формирование основ экологической культуры средствами игровой деятельности целесообразно основывать на режиссерской игре.
Концепциями игровой деятельности последних лет (Е.Е.Кравцова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и др.) убедительно доказано, что развитие игры в дошкольном детстве - процесс сложный. Развитие этой деятельности начинается с сюжетно-отобразительной игры и перерастает в сюжетно- ролевую, а индивидуальная режиссерская игра продолжает развиваться вплоть до конца дошкольного возраста.
Благодаря обществу сверстников, режиссерская игра из индивидуальной превращается в развитую форму коллективной деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста становится субъектом режиссерской игры. Режиссерская игра - это разновидность сюжетной игры, которая заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя их действия.
Пройдя все стадии развития детской игры, ребенок 6 лет находится на самой высокой ступеньке - режиссерской игры.
Одной из наиболее острых психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться специалистам, работающим г детских садах, является «вымирание» режиссерской игры как выражение способности ребенка к адекватным действиям в воображаемой ситуации, созданной его собственной фантазией и отраженной в его словах и поступках.
С учетом нашего предмета исследования, мы бы хотели изобразить свое видение методики формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности, основанной на режиссерской игре.
Методика основана на корреляции форм, методов, средств развития режиссерской игры, что будет стимулировать формирование основ экологической культуры на постепенном погружении и «вживлении» ребенка в мир природы.
Методика может применяться в дошкольных учреждениях для детей 6-7 лет.
Методика позволяет учитывать уровень развития каждого ребенка: игра организуется индивидуально или малыми группами, сформированными по уровню развития детей.
Мы считаем, что режиссерскую игру можно использовать для формирования основ экологической культуры у старших дошкольников, что окажет влияние на развитие познавательных способностей детей и активизации их в игровой деятельности в свободное время.
Структурные компоненты режиссерской игры предполагают:
интерпретацию ребенком литературного произведения (сюжета, понимание идеи постановки);
комбинирование замысла (литературных сюжетов, педагогических ситуаций, придумывание новых сюжетов);
Принципы воспитания в истории педагогики
Принципы воспитания – это основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают уровень развития общества, его нужды и требования к формированию конкретного типа личности. Таким образом, принципы воспитания представляют собой историческую категорию: на разных этапах разви ...
Основные функции внимания
Возьмем такой пример: какой-нибудь человек находится на каком-нибудь празднестве и поглощен интересной беседой. Внезапно он слышит свое имя, негромко произнесенное кем-то в другой группе гостей. Он быстро переключает внимание на разговор, происходящий между этими людьми, и слышит мнение о себе. Но ...
Методические основы использования разноуровневых тестов
Использование разноуровневых тестов является одной из дифференцированных форм учебной деятельности. Необходимость организации таких форм учебной деятельности учащихся на уроке математики следует из: - требований развивающего характера обучения; - принципа индивидуального подхода к каждому учащемуся ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.