По мнению Рыбниковой М.А., выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения. И если ученики читают бесстрастно, думая... только о формальной стороне чтения, не представляя себе картин, о которых рассказывают», т. е. просто «проговаривают слова», то что тут говорить о воздействии художественного слова на их чувства, о понимании и толковании ими поэтического текста?
Исполнение должно иметь целью произнести текст с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла, считает М.А.Рыбникова. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодию речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы. Это исполнение должно соответствовать правилам грамотного произношения, того, что называется орфоэпией; оно должно быть, само собой разумеется, громким, ясным, доносящим до слушателя с полной четкостью звучащее слово.
Обычные недостатки детской речи — отсутствие громкой и четкой речи, основные ошибки в произношении—преодолеваются начальной школой. Лучшие учителя младших классов учат выделять логические ударения, делать паузы, учат читать стихи, разучивать по ролям басни—все это воспринимается детьми с большой чуткостью и способствует лучшей постановке литературного чтения на первых его ступенях в III—IV классах.
Работа над выразительным словом оформляется в ряде специальных уроков, посвященных чтению или рассказыванию текста, но, кроме того, учитель наблюдает за произношением, фразировкой и интонациями учащихся на каждом уроке. Исправляются ошибки в произношении: не молодежь, а молодёжь, не процент, а проц[э]нт, не ётоТ, а этот, не поезия, а поэзия и т. д.
В школах, где наблюдается какое-либо местное произношение, ему уделяется особое внимание. Эта работа по орфоэпии—длительная, постоянная и упорная. Для справок учитель может использовать словарь под ред; Д. Н. Ушакова, где каждое слово дано с ударением.
Каждый ответ, цитата из стихотворения, пример по грамматике должен приводиться в соответственной голосовой подаче. «Не спеши, говори громко, ясно. Повтори еще раз, произнеси так, чтобы все тебя слышали и поняли». Все, что можно сказать на память, следует произносить без книги, наизусть, так как устная речь естественнее, живее, проще, а потому выразительнее. Приводя цитату, ученик повторит ее без книги, наизусть. Загадки, пословицы, над которыми работают в классе,— все это материал для шлифовки дикции и для культуры живых интонаций.
Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихов — все это постоянный пример для учащихся. И потому педагог должен говорить громко (но не крикливо), ясно и четко (но живо), эмоционально (но без нервных нажимов и с минимальным количеством жестов). Как только является возможность, словесник должен произносить стихи наизусть; давая учащимся заучивать на память, учитель не должен освобождать себя от этого задания. На класс производит исключительное впечатление, когда новое стихотворение доходит до слуха из уст учителя, а не из книги. Это удесятеренное внимание, это ощутимое переживание происходящего в рассказе!
Итак, прежде всего повседневное внимание к произношению, к четкости и ясности слова, к живости и простоте речи.
И во вторую очередь—система уроков, посвященных выразительному чтению стихов и прозы, хоровым выступлениям класса, рассказыванию художественной прозы.
Выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения.
Учащиеся должны прийти к мысли и к выводу, что выразительно прочитать—это значит подать голосом идею и тему произведения.
Причем далеко не каждый ученик способен схватить сразу тональность произведения и выразить ее
в голосе. Над этим приходится работать.
По мнению Рыбниковой, первая и основная задача преподавателя литературы—истолкование внутреннего содержания произведения, выявление темы, предмета изображения, и главное—выявление авторского отношения к предмету изображения (гнев, восторг, ирония, спокойствие, веселость, грусть, насмешка, восхищение).
По методике М.А.Рыбниковой:
Теоретические сведения
1. По технике речи. Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии.
2. По логике чтения. Логические паузы. Их длительность и характер (качество). Логические ударения и приемы их практического осуществления. Сочетание силы голоса, высоты и длительности в ударении. Темп. Ритм. Соотношение логических и ритмические пауз. Виды ритмических пауз (межстиховые, цезуры, леймы).
3. П о эмоционально-образной выразительности. Видения. Адресат. Позиция. Поза. Сопереживание. Словесное действие. Паузы: психологические, начальные, финальные.
Система и связь педагогических наук
Шёл мелкий, неприятный осенний дождик. Он был похож на пыль, водяную пыль, которая была всюду: на букетах огромных гладиолусов, на бантах, спрятанных под капюшонами болоньевых курток, на одинаковых чёрных портфельчиках, которые подарили всем выпускникам детского сада, на маминых зонтах, на папиных ...
Критерии деятельности учителя
Следствием внедрения информационных технологий является изменение средств, методов и организационных форм обучения. Но сам факт обеспечения образовательных учреждений компьютерами и программными продуктами учебного назначения еще не гарантирует достижения нового качества образования. По мере развит ...
Аналитико-синтетический метод
Аналитико-синтетический метод был создан в 60е годы прошлого столетия. Этот метод наиболее полно и последовательно отражает фонетический и фонематический характер русского письма. Ориентированный на развитие фонематического слуха, формирование мыслительных операций анализа и синтеза, данный метод ц ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.