Формирование пунктуационного навыка - процесс длительный и начинается в период обучения грамоте, но имеет свои особенности в зависимости от программы обучения.
1) Программа УМК «Гармония». УМК «Гармония» - образовательная программа для начальных классов. Это одна из новых образовательных программ (к ним также относятся «Перспективная начальная школа», «Начальная школа 21 века» и «Классическая начальная школа»), сочетающая в себе принципы как традиционного метода обучения, так и развивающего. УМК «Гармония» - это учебный методический комплект под ред. профессора Н.Б. Истоминой. В основе этого УМК лежат принципы проблемного развивающего обучения. Комплект «Гармония» для 4-х летней начальной школы включает в себя комплекты по предметам: Обучение грамоте. Авторов Н.М. Бетенькова, В.Г. Горецкий, Д.С. Фонин. Букварь «Мой первый учебник» авторов: Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С., Курлыгина О. Е.
Учебники русского языка для 1-4 классов «К тайнам нашего языка» авторов Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
Обучаясь по рабочей программе системы «Гармония» (1-4 кл.) учащиеся в период обучения грамоте знакомятся со следующими знаками препинания: точкой, запятой, восклицательным и вопросительным знаками (на практическом уровне) и читают такие тексты, в которых встречаются эти, а также другие знаки препинания (многоточие, тире, двоеточие, кавычки). Особое внимание уделяется выразительному чтению с соблюдением соответствующих знаков препинания в конце предложения и в середине при перечислении однородных членов предложения. Учитель обращает внимание на важность правильной постановки знаков препинания в целях общения. Учащиеся наблюдают, как знаки препинания меняют смысл и интонацию предложения. В этот период учащиеся учатся членить речь на предложения и отличать по интонации одно предложение от другого, то есть идет пропедевтическое ознакомление с классификацией предложений по цели высказывания. Учащиеся овладевают понятием «предложение», знакомятся с видами предложений по цели и интонации, учатся их построению.
В 1 классе на уроках русского языка (учебник «К тайнам нашего языка» авторов Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.) дети продолжают учиться выделять предложение из потока речи, из текста, отличать его от отдельных слов, соблюдать при произнесении и чтении интонацию конца предложения, интонацию перечисления (в предложениях с однородными членами), записывают его после предварительного анализа, учатся употреблять большую букву в начале предложения и точку (или другой знак препинания) в конце. Осваивают пунктуационное оформление конца предложения и правила постановки запятой в предложении с однородными членами (простые случаи).
Во 2 классе (учебник «К тайнам нашего языка» авторов Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С) при изучении назначения предложения, его признаков, учатся оформлению границ предложения в устной и письменной речи. Изучают виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); их использование и оформление при письме. Вводится общее представление о диалоге. Практическое освоение побудительных предложений с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения. Дети учатся замечать в своей письменной речи обращение и ставить после него восклицательный знак; ставить в некоторых случаях запятые внутри предложений: перед словами «что», «чтобы», «потому что» и др., выделять запятыми слово «пожалуйста». Продолжается освоение пунктуационных правил: оформление конца предложения, постановка запятых при перечислении, перед словами-помощниками «а», «но», перед некоторыми другими словами (что, чтобы, потому что и др.). Наблюдение за возможностью запятых и других знаков внутри предложений.
В 3 классе (учебник «К тайнам нашего языка» авторов Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С) в процессе обучения у учащихся формируются умения:
пунктуационно правильно оформлять границы мыслей, умение давать синтаксическую характеристику простого двусоставного предложения;
различать простые предложения с однородными членами и сложные, аргументировать решение; различать виды предложений по цели и интонации (по эмоциональной окраске), главные и второстепенные члены предложения. Вводятся предложения со значением оценки действительности, усваиваются особенности их построения. Дети учатся писать поздравительные открытки, составлять тексты-приглашения, используя при этом обращения и знаки препинания при нем; давать предложениям характеристику по цели и интонации (по эмоциональной окраске); правильно ставить знаки на конце предложений при их записи. Изучают знаки препинания при однородных членах предложения, употребление союзов и знаков препинания. Дети узнают, что предложения бывают сложными. Изучают знаки препинания в сложных предложениях.
Права школьников
Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве, ведь несовершеннолетний - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Правовые нормы должны не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны взрослы ...
Интерес к физической культуре как фактор,
повышающий активность школьников
Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали ...
Исследование и анализ работы учителей по применению элементов множеств при
изучении арифметических действий младшими школьниками
Использование множеств в обучении математике для выяснния, как учителя используют элементы множеств при ознакомлении детей с арифметическими действиями мы решили провести исследовательскую работу. Для этого выбрали базой Актаускую муниципальную основную общеобразовательную школу Баймакского района. ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.