Образование » Формирование пунктуационных навыков у младших школьников

Формирование пунктуационных навыков у младших школьников

Актуальность данной работы объясняется тем, что формирование функциональной грамотности является одной из основных задач уроков русского языка в начальной школе учащихся. Программа обучения русскому языку предусматривает огромную работу над формированием грамотного письма учеников, над их связной речью. Чего нельзя сказать о пунктуации. Внимание учащихся начальной школы почти не акцентируют на этом разделе русского языка. Вместе с тем, учащимся начальных классов приходится постоянно иметь дело со знаками препинания, как в процессе чтения книг, так и при оформлении письменных работ. Кроме того, огромно значение знаков препинания при формировании навыка выразительного чтения младших школьников. Человека, владеющего навыком выразительной речи, приятно слушать, ему же самому легко выражать свои мысли и чувства. Умение грамотно расставлять знаки препинания облегчает письменное общение. Все эти умения можно объединить и назвать - пунктуационными навыками. Так как пунктуация тесно связана с синтаксисом - разделом языкознания, который изучается главным образом в средней и старшей школе, задачей начальной школы является: учить детей внимательно относиться к знакам препинания, познакомить их с простейшими пунктограммами, формировать на практическом уровне элементарные пунктуационные умения. Вопросы формирования пунктуационных умений учащихся рассматриваются в трудах Т.Г. Рамзаевой, М.Т. Баранова, Г.И. Блинова, Л.Т. Григорян, Л.С. Трегубовой, и др. В методических исследованиях содержится характеристика пунктуационных умений, указывается на важность знакомства с обращением и знаками препинания при обращении уже на начальной ступени обучения. В трудах учёных-методистов основной акцент делается на обучение пунктуации в средней школе. Недостаточная разработанность проблемы обучения пунктуации применительно к начальной школе, низкий уровень пунктуационной грамотности учащихся определили выбор темы исследования и ее актуальность.

Объект исследования – процесс формирования пунктуационных умений младших школьников.

Предмет исследования – методические условия, способствующие эффективному формированию представлений учащихся о правилах пунктуации.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить теоретические основы методики обучения пунктуации младших школьников.

Выявить возможности современных программ и учебников по русскому языку для организации работы по формированию пунктуационных умений младших школьников.

Выработать методические рекомендации для работы над пунктуацией на уроках русского языка в начальной школе.

Методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической, лингвистической, методической литературы; анализ и сравнение программ по русскому языку для начальной школы.

Эмпирические методы: наблюдение за деятельностью учителя, беседа с ним, анализ продуктов деятельности учащихся.

Похожие публикации:

Специфика образовательного сервиса в Финляндии. Среднее образование
Конституция определяет: каждый гражданин Финляндии имеет право учиться. Школа делится на две ступени: начальную и среднюю, которую обязаны закончить все. Государство гарантирует бесплатное основное образование. Сюда входят обучение, учебники, тетради, основные канцелярские принадлежности, питаниерв ...

Методические разработки игр для развития музыкальных способностей младших школьников
Во время прохождении практики в младших классах я использовала различные игры для развития музыкальных способностей: для развития звуковысотного, тембрового, диатонического слуха, развития чувства ритма, музыкальной памяти, детского творчества. С помощью игр уроки у меня проходили интереснее. В дид ...

Понятие алгоритмической культуры школьников
Первой программой школьного курса «Основы информатики и вычислительной техники» (1985 г.) формирование алгоритмической культуры определялось как одна из нормативных целей обучения информатике. Было раскрыто содержание и выделены основные компоненты данного понятия (М.П.Лапчик): 1. Понятие алгоритма ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru