Ролевая игра как стратегия обучения дает возможность оформления учебного процесса в виде игровой деятельности и имитации конфликтных ситуаций из жизни общества. Особый дидактико-методический интерес к ролевой игре обусловлен предположением, что существует прямая связь между ролевой игрой и жизненными ситуациями, возникающими в детском и взрослом возрасте, и дети готовятся таким образом к будущим ролям взрослой жизни.
Цели применения ролевой игры как дидактико-методического приема на уроках заключаются в следующем:
ознакомить школьника с конфликтными ситуациями в трудовой, профессиональной и экономической деятельности;
развить способность справляться с конфликтами;
развить способность соответствующим образом реагировать на конфликтные ситуации.
В данном случае развивается способность учащихся:
осознавать конфликтные ситуации и справляться с ними;
расширять диапазон своей деятельности и способность к ней;
осознавать и истолковывать последствия социальной деятельности;
критически проверять и корректировать точку зрения о собственных и чужих системах ценностей.
Ролевая деятельность в смысле определения ролен как интерактивного действия предполагает помимо знаний требований к роли четыре ключевые квалификации;
коммуникативную компетенцию: способность выражать свои намерения и потребности так, чтобы их понимал партнер;
дистанцию по отношению к роли: способность отрываться от норм выполняемой роли, ставить их под сомнение и определять заново в новых ситуациях;
эмпатию: способность войти в положение взаимодействующего партнера и раскрыть его ожидания;
толерантность по отношению к неясным ситуациям: способность терпеть различные ожидания и неясные ситуации и способность вступать во взаимодействие и тогда, когда собственные потребности удовлетворяются при этом только в незначительном объеме.
Дидактически подготовленные ролевые игры конфронтируют учащихся с заданной конфликтной и проблемной ситуацией, с которой участники ролевой игры должны справиться в игровой форме. Относительно их дидактической структуры ролевые игры следует рассматривать как простую форму имитационной игры. "По сравнению с более комплексными видами имитационных игр ролевые игры отличаются прежде всего сравнительно низкой степенью формализации, а также диапазоном реакции, структурированным преимущественно игроками и руководителями игры".
Ролевая игра открывает перед школьниками возможность испытать социальные формы поведения в приближенных к действительности игровых ситуациях, не опасаясь при этом серьезных санкций в случае неправильного поведения.
Применительно к методической организации занятий различают три фазы проведения ролевой игры;
мотивационная фаза: повод для игры, распределение ролей и поручений для наблюдения;
фаза действий: ролевая игра;
фаза рефлексии (подведения итогов): опрос, дискуссия и обобщение.
Хотя ролевая игра и должна протекать как можно свободнее, учитель все же не может отказаться от систематического методического построения игровых действий, т.е. от детального структурирования учебного процесса. С другой стороны, во время проведения игры учитель должен уйти на задний план и не вмешиваться в ход игры без оснований. Как помощь для планирования мы предлагаем для дидактической ролевой игры следующее построение фаз:
Личностно
ориентированное развивающее обучение
В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое значение придается такому фактору развития, который в традиционной педагогике, а также в развивающих системах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова почти не учитывался, игнорировался – субъектному опыту жизнедеятельности, п ...
Выявление уровня толерантности у младших школьников
Целью проведения данного исследования стало подтверждение гипотезы о том, что формированию толерантности как одного из свойств личности способствует правильная организация учебной, воспитательной работы и внеклассной работы. Задачи были поставлены следующие: - определить уровень сформированности то ...
Педагогическое мастерство учителя – понятие и сущность
Если посмотреть на программу профессионального потенциала педагога практически, то здесь на первый план выдвигается интегральное качество – учительское мастерство. Определенный педагогического мастерства столько, сколько есть желающих высказаться по этому поводу. Поражает то, что в любом из них под ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.