Целью проведения данного исследования стало подтверждение гипотезы о том, что формированию толерантности как одного из свойств личности способствует правильная организация учебной, воспитательной работы и внеклассной работы. Задачи были поставлены следующие:
- определить уровень сформированности толерантности у учащихся на начало эксперимента;
- разработать и реализовать программу работы кружка «Я, ты, мы - семья»;
- определить уровень сформированности толерантности у учащихся на конец эксперимента.
Исследования проводились на базе СОШ № 50 г. Орска при участии учеников 3 «А» класса (классный руководитель Сергеева С. В.), обучающихся по программе «Гармония» и учеников 3 «В» класса (классный руководитель Семёнова Л.Т.). На базе 3 «А» класса также велась работа кружка «Я, ты, мы - семья» (руководитель Сергеева С.В.). Состав учащихся в каждом классе такой:
3 «А» класс – 24 ученика (14 девочек, 10 мальчиков);
3 «В» класс – 23 ученика (15 девочек, 8 мальчиков).
Определение уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность» было проведено в виде контрольного опроса, который содержал следующие вопросы:
1. Что такое «Я» и как ты это понимаешь?
2. У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»?
3. Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой, а что по твоему означает слово «семья»?
4. Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое поведение?
5. Кто в твоей семье главный?
6. Как нужно себя вести в школе, в общественных местах, среди одноклассников?
7. кто-то обижает слабого, как ты думаешь это злой, жестокий человек?
8. Ты не ссоришься с одноклассниками, значит боишься или проявляешь терпение, терпимость?
9. В твоем классе ученики разных национальностей, как ты к ним относишься, помогаешь им?
10. К вам в класс пришел новый ученик, он чернокожий, подашь ли ты ему руку?
Оценка знаниям давалась по следующим параметрам:
- полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 – высокий уровень;
- достаточно полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 – средний уровень;
- неполный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 – низкий уровень;
- неумение дать достаточно полный или неполный ответ на основные вопросы – группа риска.
Результаты опроса видны на рисунке 1:
Рисунок 1.
КЛАСС |
Количество учащихся, принимавших участие в опросе |
количество учащихся, давших полный ответ на группу контрольных вопросов |
количество учащихся, давших |
достаточно полный ответ на группу контрольных вопросов |
количество учащихся, давших неполный ответ на группу контрольных вопросов |
количество учащихся, не сумевших дать достаточно полный или неполный ответ на группу контрольных вопросов |
3 «А» |
24учащихся |
24 |
9 |
10 |
3 |
2 |
3 «В» |
23 |
учащихся |
23 |
7 |
9 |
5 |
2 |
Процентное соотношение данных опроса следующее:
3 «А» класс
100% - количество учащихся, принявших участие в опросе;
37% - количество учащихся, имеющих высокий уровень знаний;
Технология
саморазвивающего обучения
Технология обучения, основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть названа саморазвивающим обучением. СРО включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы. Рис. – Технология саморазвивающего обучения ...
Личность учителя и педагогическая деятельность
В современной психолого-педагогической науке вопрос о влиянии личности воспитателя на процесс формирования личности ребенка рассматривается как ключевой и определяющий. Этой проблеме посвящены многие теоретические и экспериментальные исследования Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Н.В. Кузьминой, А.В. ...
Подходы к оценке эффективности образовательных услуг средних
профессиональных учебных заведений
Существующие подходы к оценке эффективности образовательных программ могут быть сгруппированы различным образом: показатели эффективности и показатели результативности. Обе группы показателей содержат как частные, так и общие показатели. Сам термин «эффективность», который в общем виде рассматривае ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.