Существенными предпосылками успешного применения ролевой игры являются: переход игроков от простых к интерактивным действиям, наличие возможности развивать и применять основополагающие способности к интерактивным действиям. Только так ролевая игра может развиваться спонтанно и протекать самым различным образом. Если на занятиях по экономике ролевые игры протекают в рамках динамичною учебного процесса, то они приближаются к тем стратегиям исследования, которые применяются в области исследования поведения и базируются на имитационной технике и игровой теории.
В ролевой игре одновременно осуществляются управляемое обучение и случайное обучение. Хотя ролевая игра должна протекать как можно свободнее, учитель все же не может отказаться от систематического методического построения игровых действий, т.е. от детального структурирования учебного процесса. С другой стороны, в рамках ролевой игры от учителя требуется хорошо развитая интуиция. Он должен во время проведения игры уйти на задний план и не вмешиваться в ход игры без уважительных причин. Он должен быть очень осторожен при высказывании критики и выдвижении предложений и всегда помнить о своей функции руководителя игры. Эта функция заключается в выборе игровых ситуаций и ролевых Hip, в организации смены ролей, управлении дискуссией во время фазы подведения итогов, а также в принятии решения об окончании и возобновлении игры.
Обобщая сказанное, роль учителя можно описать следующим образом.
Он:
руководит, управляет, определяет фазы игры;
прерывает игру, если это кажется ему целесообразным;
определяет момент возобновления (продолжения) игры;
организует материальное обеспечение;
обобщает;
вместе с классом подводит итоги;
обеспечивает трансфер;
ставит задачи и выполняет функцию эксперта для учеников.
Ход ролевой игры по теме участия работников в управлении предприятием
Картотека руководителя игры | |
Краткий обзор хода игры | |
Информационная фаза ↓ Подготовительная фаза ролевой игры ↓ Первая фаза проведения ролевой игры ↓ Фаза дискуссии (обсуждения) ↓ Вторая фаза проведения ролевой игры ↓ Фаза подведения итогов ↓ Фаза обобщения ↓ Фаза трансферта ↓ |
- конфронтация с проблемой - описание исходной ситуации - чтение информационной карточки - распределение ролей в классе - размещение школьников - чтение и обсуждение в группе ролевых карточек (описания ролей), сбор аргументов для игровых ролей, обсуждение стратегии и решение задач, зафиксированных на карточке - распределение ролей в группе - подготовка роли наблюдателя и формуляра наблюдения - разыгрывание ролей - наблюдение за ходом игры и заполнение формуляра наблюдения - обсуждение аргументов и поведения игроков - обсуждение первых результатов - смена игроков или игровых групп - разыгрывание ролей - запись наблюдений и предложений для решения - наблюдение за ходом игры - обсуждение хода игры - обобщение аргументов и результатов - представление и обсуждение реального решения - разработка общих познаний - дискуссия об общественном значении имущественного участия в предприятии - представление других моделей - проверка познаний на основе других моделей участия в предприятии |
Реализация педагогических условий развития творческих
способностей подростков
Организация учебно-познавательной деятельности имеет общественные цели, потенциально обладает определенными развивающими и воспитывающими возможностями Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения, формирование сознания с помощью устного и печатного слова. Это объясняется тем, ...
Особенности образовательных услуг
Процесс реформирования образовательной сферы происходит сразу по нескольким направлениям, в т.ч.: - реформа общеобразовательной школы, включающая введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственной итоговой аттестации (ГИА), а также перевод школ на нормативно-подушевое финансирование ...
Теоретические основы семейного воспитания детей с нарушенным слухом
В процессе формирования и развития личности семья занимает одно из важнейших мест. Воспитание в семье, как отмечали А.Р. Маллер (1986), А.А. Сагдуллаев (1990), М.М. Семаго (1991), Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина (1991, 2003), Т.Г Богданова и Н.В. Мазурова (1998) и другие, первично, значимо в жизни ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.