Образование » Формирование пунктуационных навыков у младших школьников » Лингвистические основы методики обучения пунктуации в процессе обучения русскому языку

Лингвистические основы методики обучения пунктуации в процессе обучения русскому языку

Страница 1

Для методики обучения учеников младших классов правилам пунктуации являются исходные положения о языке как средстве общения, о речи, складывающейся из звуков, слов, словочетаний и предложений. Содержание и характер изучаемого материала в начальных классах определяются прежде всего наукой о языке. «Наша методика отнюдь не утрачивает интереса к лингвистике, - писал А.В.Текучев, - а, наоборот, всеми доступными средствами стремится осуществить важнейший принцип современной методики, согласно которому характер методики, как и применение отдельных методических приемов, должен определяться содержанием преподаваемого предмета». Для методики преподавания русского языка в начальной школе первостепенное значение имеют исходные положения языкознания о языке как общественном явлении, как о средстве общения, как об определённой системе, включающей в свой состав звуки, слова, словосочетания, предложения, из которых складывается речь.

Для определения лингвистических основ методики преподавания пунктуации в начальной школе, были изучены и проработаны труды таких ученых, как В.В. Виноградов, Т.Г. Рамзаева, В.В. Бабайцева, П.А. Лекант, И.П. Сусов и др. Важным для методики обучения пунктуации младших школьников является учет системы работы над предложением. Систематическая работа над предложением является надежной базой для прогнозирования типичных устойчивых ошибок правописании учащихся, позволяет наметить стратегию предупреждения и преодоления допущенных ошибок, способствует более рациональной организации языкового материала в целях повышения качества обучения. Вся эта работа в конечном итоге создает прочную лингвистическую базу для методики обучения учеников начальной школы правилам пунктуации. В настоящие время науке о языке известны несколько подходов к изучению предложения: одни рассматривают его как синтаксическую единицу, другие с точки зрения лингвистических признаков. В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определить предложение в разных конфигурациях: логическом, психологическом, формально-грамматическом. Представителям первого направления является Ф. И. Буслаев. Он определял предложение как "суждение, выраженное словами", полагая, что в языке находят свое точное отражение и выражение логические категории отношения. Одним из представителей психологического направления является А.А. Потебня, исходя из утверждения, что "грамматическое предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением", рассматривал предложение как выражение в словах психологи. Основоположник формально-грамматического направления - Ф.Ф. Фортунатов, изучал предложение как один из видов словосочетания. Члены предложения представителями этого направления характеризовались как части речи. А.А. Шахматов – великий русский лингвист, охарактеризовал предложение по признакам: предложение имеет грамматическую основу, оно является высказыванием о предмете речи: сообщение, побуждение, вопрос – разновидность высказывания, предложение является единицей общения, оно характеризуется интонационной законченностью. Также он разделил предложения на простые и сложные (по количеству грамматических основ). Д.Э. Розенталь определял предложение как минимальную единицу человеческой речи, представляющую собой грамматическое соединение слов (или одно слово), обладающие известной смысловой и интонационной законченностью. По его мнению, предложение соотносительно с логическим суждением, однако, не тождественно ему: предложение может выражать вопрос, побуждение, восклицание, утверждение. В.В. Бабайцева рассматривает предложение как синтаксическую единицу, а также делит его на разные уровни организации: грамматическую структуру представляет предикативная основа предложения (подлежащие и сказуемое), семантическую структуру – компоненты, выражающие значение субъекта и его предиката, действия, коммуникативную структуру. Поэтому типология предложения делится на основании учета разных признаков – содержательных, функциональных, структурных. П.А. Лекант называет предложение коммуникативной единицей, то есть функцией сообщения, а также рассматривает подробно каждый тип предложения по цели высказывания. По его мнению специфическим признаками предложения, отличающими его от других единиц языка, является предикативность и интонация. Таким образом, он рассматривает две эти составляющие совместно с общим понятием предложения и не разделяет их. В.В. Сусов считает, что синтаксис имеет дело с единицами конструктивными, которые строятся каждый раз, в каждом отдельном речевом акте заново: а) с использованием конструктивных средств соответствующего языка; б) применительно к данному, конкретному положению дел, о котором предполагается сообщить. в) применительно к данному, конкретному коммуникативному акту, к его прагматическому контексту, включающему в себя автора высказывания и его адресата (или адресатов), места, времени и условий высказывания».

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Формы и методы художественно-педагогического образования школьников с учетом художественных традиций ДПИ Дагестана
Как в прошлом, так и в настоящее время декоративно-прикладное искусство народных мастеров Дагестана имело и имеет не только чисто утилитарное и эстетическое назначение. Оно активно использовалось в народной педагогической практике как действенное средство воспитания трудовых и художественных навыко ...

Методологические основы методики обучения истории
Вопрос о научном статусе методики обучения истории, равно как и методик других учебных предметов, был в центре активных педагогических дискуссий в 50–80-е гг. прошлого века. Тогда её относили к числу и исторических (А.И.Стражев), и педагогических (П.В.Гора, С.А.Ежова и др.) дисциплин. В современном ...

Подход к развивающему обучению
Подход к развивающему обучению опирается на следующие исходные положения: приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка, как активного носителя субъектного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного обучения в школе (ученик не становится, а изначально явля ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru