Образование » Педагогическая культура семьи, её воспитательный потенциал » Семья. Функции семьи

Семья. Функции семьи

Страница 1

Семья представляет собой элемент социальной структуры общества, историческую форму организации и регулирования общественной жизни, т.е. социальный институт. Как и любой социальный институт, она удовлетворяет определенные общественные потребности, а также организует, контролирует и направляет жизнедеятельность людей.

Новейшие источники трактуют понятие семьи как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья является социальным институтом, реализующим функцию воспроизводства новых поколений. Соответственно семья выполняет специфические функции - репродуктивную (рождение детей), экзистенциальную (содержание детей) и первичной социализации (воспитание детей). ( Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002, с.257).

У современной семьи можно выделить восемь основных функций, каждая из которых имеет свой воспитательнообразовательный аспект. При этом на различных культурноисторических ступенях, в разных культурах он проявляется по-разному.

Репродуктивная функция семьи направлена на естественное воспроизводство населения и имеет целью удовлетворение потребности семьи в детях. Поскольку представления о размерах семьи человек, как правило, формирует по образу и подобию отчего дома, мы можем выделить педагогическую культуру семьи, ориентированную на многодетность, и педагогическую культуру семьи, не ориентированную или даже исключающую многодетность.

Культурная функция направлена на создание в семье определенной культурной атмосферы в целях формирования молодого поколения. В этой сфере также можно встретить как демократическую, так и авторитарную педагогическую культуру. Первая предоставляет членам семьи (и прежде всего детям) достаточную свободу культурного выбора. Вторая жестко навязывает культурные представления. При этом неважно, в какой форме осуществляется диктат как запрет или как принуждение.

Хозяйственно-бытовая функция направлена на ведение совместного хозяйства. Выделяют следующие типы педагогической культуры семьи по отношению к хозяйственно-бытовой сфере ее жизни: предписывающий, допускающий и исключающий участие в ней подрастающего поколения.

Производственная функция направлена на экономическую поддержку семьи, возмещение недостающих товаров, продуктов и услуг. В современных условиях эта функция связана и тесно переплетается с хозяйственно-бытовой.

Экономическая функция семьи представляет собой ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности личности. Семья участвует в личном и общественном производстве средств жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Экономическая функция семьи направлена на экономическую помощь несовершеннолетним и нетрудоспособным членам семьи. В реализации экономической функции педагогическая культура тесно связана с национальными традициями и весьма вариативна. Так, в современном российском обществе экономическая помощь родителей нередко продолжается и после того, как их дети вступают в самостоятельную жизнь или даже обзаводятся собственными семьями. Экономический аспект педагогической культуры семьи позволяет выделить в ней два типа: пролонгировано-опекающий и автономистский.

Сексуальная функция семьи направлена на удовлетворение и контроль сексуальных потребностей членов общества. Педагогическая культура этой стороны семейной жизни у разных народов также довольно вариативна и определяется в основном моралью, религиозными убеждениями, политической идеологией. Применительно к этой сфере жизнедеятельности семьи выделяют как минимум две разновидности педагогической культуры семьи: сексуальную и антисексуальную.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Характеристика музыкальной выразительности
Музыка - одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Использование музыки на занятиях физической культурой в детских садах и школах воздействует созданию правильных представлений о характере движений, вырабатывает выраз ...

Определение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой
У систематически занимающихся плаванием отмечается физиологическое урежение пульса до 60 и менее ударов в минуту. При этом сердечная мышца работает мощно и экономно. Из приведенной таблицы 1 видно, что на первом этапе сердечный ритм возвращался к исходным показателям в течении 5–6 минут, что говори ...

Экспериментальное исследование процесса развития творческих способностей в подростковом возрасте в условиях клуба авторской песни
В главе представлен экспериментальный материал, раскрывающий педагогические условия успешного развития творческих способностей подростков средствами, стимулирующими и побуждающими к музыкально - творческой и словесно - творческой деятельности. Как было отмечено в первой главе, творчество является с ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru