Основными условиями формирования пунктуационного навыка являются:
1. Систематическая работа над совершенствованием навыка выразительного чтения (соблюдение правильной интонации, логического ударения и т.п.);
2. Усвоение синтаксических знаний, связанных с предложением и текстом; систематическое выполнение упражнений, направленных на закрепление пунктуационных и синтаксических знаний, связанных с предложением и текстом;
3. Систематическая работа по исправлению грамматических и пунктуационных ошибок.
Особое место в системе работы по формированию пунктуационного навыка занимают различные упражнения. Одним из самых распространенных упражнений, применяемых на уроках обучения грамоте при чтении текстов, на уроках русского языка при чтении упражнений, а также заданий к ним и на уроках чтения при знакомстве с произведениями разных жанров, является наблюдение над знаками препинания. Особенно эффективно проходит это упражнение при знакомстве детей с лирическими стихотворениями, при подготовке к выразительному чтению.
4. Объяснение смысловой роли знаков препинания.
Уже в период обучения детей грамоте им часто предлагают с этой целью задания: прочитать одно и то же предложение с разной интонацией и объяснить, как меняется его смысл в зависимости от знаков препинания в конце предложения.
Например: Какие высокие сосны и ели!
Хорошо в лесу весной.
Задание: прочитать предложение с различной интонацией и объяснить, как меняется его смысл в зависимости от знака препинания в конце.
Цель упражнения - отрабатывать навык выразительного чтения, формировать умение читать одно и то же предложение с различной интонацией и уметь видеть, как изменяется его смысл, учить определять роль знака препинания в конце предложения. Уроки русского языка наряду с уроками чтения образуют систему овладения языком, которое осуществляется через речевую деятельность и требует взаимосвязи всех ее видов: говорения, слушания, чтения, письма. При этом литературное чтение и языковое образование не должны отрываться друг от друга. Осознание языка как первоэлемента литературы будет способствовать совершенствованию и самого литературного чтения, и языкового анализа. Основы такого подхода были заложены еще Ф.И. Буслаевым и К.Д. Ушинским, стоявшими у истоков отечественной методической науки. Ф.И. Буслаев указывал, что чтение и письмо должны идти в параллели с грамматическим обучением. Грамматика руководствует ученика в искусстве читать, говорить и писать, а в свою очередь грамматическое умение должно быть основано на чтении писателя. С течением времени данный подход был значительно утрачен, а на уроки русского языка пришел разнообразный дидактический материал, включающий в себя отдельные слова и предложения, отрывки из литературных произведений и народно - поэтического творчества. Это актуализировало проблему методики работы с дидактическим материалом. Особенность учебного предмета Русский язык заключается в том, что язык является одновременно и предметом изучения, и средством обучения. Дидактический материал воплощает в себе непосредственно языковой, представленный определенными языковыми моделями и реализованный в речевых образцах материал. Выразительное чтение способствует усвоению программных лингвистических сведений, совершенствуясь на их основе. К таковым в первую очередь относятся сведения по синтаксису и пунктуации в разделе «Предложение». Их изучение должно сочетаться с сознательной отработкой выразительного чтения наизусть. При ознакомлении с предложением как с законченной структурно - смысловой единицей привлекается внимание к паузе в конце предложения, осуществляется интонирование предложений различных видов, организуется наблюдение над интонацией перечисления в конструкциях с однородными членами.
Выразительному чтению дидактического материала будет способствовать предварительная подготовка, целесообразны задания типа: «Подготовиться прочитать выразительно», «Прочитайте про себя», «Прочитайте вслух», «Выделяйте вопросительные предложения», «Прочитайте, передавая удивление (восхищение, негодование) автора» и т.п. Совершенствование в чтении вопросительных предложений может заключаться в переходе от чтения предложений с вопросительными словами, требующими повышения тона, до определения восклицательных предложений, как произносимых с сильным чувством, следует дополнять анализом выражаемого чувства, а при чтении не только увеличивать силу голоса, но и предавать ему необходимую эмоциональную окраску. Значение побудительных предложений должно подтверждаться интонацией волеизъявления в различении просьбы, требования, приказа. Например: - Смилуйся, государыня, рыбка!
Организация работы по повышению профессиональной квалификации
педагогов
Анализ существующей в МАДОУ детском саду № 37 "Красная шапочка" системы повышения профессиональной квалификации сотрудников показал её существенные недостатки. Уровень квалификации сотрудников учреждения в настоящее время относительно невысок. В наше время дошкольное образовательное учреж ...
Анализ реформы системы образования и мониторинга
эффективности средних профессиональных учебных заведений
На вершине полномасштабной реформы системы российского образования, безусловно, находится новый Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., т.е. уже с нового учебного года. Причем необходимость проведения реформы российск ...
Понятия «толерантность», «культура межнационального общения»
Термин “коммуникация” появился в научной литературе в начале 20-х годов ХХ века в связи с необходимостью изучения процессов межличностного общения, взаимного понимания человека человеком, эффективности жизнедеятельности, достижения успеха, а также в связи с развитием средств массовой информации, их ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.