Образование » Формирование пунктуационных навыков у младших школьников » Упражнения, направленные на формирование пунктуационного навыка, и методика работы с ними

Упражнения, направленные на формирование пунктуационного навыка, и методика работы с ними

Страница 1

Основными условиями формирования пунктуационного навыка являются:

1. Систематическая работа над совершенствованием навыка выразительного чтения (соблюдение правильной интонации, логического ударения и т.п.);

2. Усвоение синтаксических знаний, связанных с предложением и текстом; систематическое выполнение упражнений, направленных на закрепление пунктуационных и синтаксических знаний, связанных с предложением и текстом;

3. Систематическая работа по исправлению грамматических и пунктуационных ошибок.

Особое место в системе работы по формированию пунктуационного навыка занимают различные упражнения. Одним из самых распространенных упражнений, применяемых на уроках обучения грамоте при чтении текстов, на уроках русского языка при чтении упражнений, а также заданий к ним и на уроках чтения при знакомстве с произведениями разных жанров, является наблюдение над знаками препинания. Особенно эффективно проходит это упражнение при знакомстве детей с лирическими стихотворениями, при подготовке к выразительному чтению.

4. Объяснение смысловой роли знаков препинания.

Уже в период обучения детей грамоте им часто предлагают с этой целью задания: прочитать одно и то же предложение с разной интонацией и объяснить, как меняется его смысл в зависимости от знаков препинания в конце предложения.

Например: Какие высокие сосны и ели!

Хорошо в лесу весной.

Задание: прочитать предложение с различной интонацией и объяснить, как меняется его смысл в зависимости от знака препинания в конце.

Цель упражнения - отрабатывать навык выразительного чтения, формировать умение читать одно и то же предложение с различной интонацией и уметь видеть, как изменяется его смысл, учить определять роль знака препинания в конце предложения. Уроки русского языка наряду с уроками чтения образуют систему овладения языком, которое осуществляется через речевую деятельность и требует взаимосвязи всех ее видов: говорения, слушания, чтения, письма. При этом литературное чтение и языковое образование не должны отрываться друг от друга. Осознание языка как первоэлемента литературы будет способствовать совершенствованию и самого литературного чтения, и языкового анализа. Основы такого подхода были заложены еще Ф.И. Буслаевым и К.Д. Ушинским, стоявшими у истоков отечественной методической науки. Ф.И. Буслаев указывал, что чтение и письмо должны идти в параллели с грамматическим обучением. Грамматика руководствует ученика в искусстве читать, говорить и писать, а в свою очередь грамматическое умение должно быть основано на чтении писателя. С течением времени данный подход был значительно утрачен, а на уроки русского языка пришел разнообразный дидактический материал, включающий в себя отдельные слова и предложения, отрывки из литературных произведений и народно - поэтического творчества. Это актуализировало проблему методики работы с дидактическим материалом. Особенность учебного предмета Русский язык заключается в том, что язык является одновременно и предметом изучения, и средством обучения. Дидактический материал воплощает в себе непосредственно языковой, представленный определенными языковыми моделями и реализованный в речевых образцах материал. Выразительное чтение способствует усвоению программных лингвистических сведений, совершенствуясь на их основе. К таковым в первую очередь относятся сведения по синтаксису и пунктуации в разделе «Предложение». Их изучение должно сочетаться с сознательной отработкой выразительного чтения наизусть. При ознакомлении с предложением как с законченной структурно - смысловой единицей привлекается внимание к паузе в конце предложения, осуществляется интонирование предложений различных видов, организуется наблюдение над интонацией перечисления в конструкциях с однородными членами.

Выразительному чтению дидактического материала будет способствовать предварительная подготовка, целесообразны задания типа: «Подготовиться прочитать выразительно», «Прочитайте про себя», «Прочитайте вслух», «Выделяйте вопросительные предложения», «Прочитайте, передавая удивление (восхищение, негодование) автора» и т.п. Совершенствование в чтении вопросительных предложений может заключаться в переходе от чтения предложений с вопросительными словами, требующими повышения тона, до определения восклицательных предложений, как произносимых с сильным чувством, следует дополнять анализом выражаемого чувства, а при чтении не только увеличивать силу голоса, но и предавать ему необходимую эмоциональную окраску. Значение побудительных предложений должно подтверждаться интонацией волеизъявления в различении просьбы, требования, приказа. Например: - Смилуйся, государыня, рыбка!

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Теоретические основы семейного воспитания детей с нарушенным слухом
В процессе формирования и развития личности семья занимает одно из важнейших мест. Воспитание в семье, как отмечали А.Р. Маллер (1986), А.А. Сагдуллаев (1990), М.М. Семаго (1991), Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина (1991, 2003), Т.Г Богданова и Н.В. Мазурова (1998) и другие, первично, значимо в жизни ...

Изучение темы «Тождественные преобразования»
Система основных понятий линии тождественных преобразований чрезвычайно проста. В нее входят всего два понятия : тождество и тождественное преобразование. Развертывание этой системы в обучении не приводит к каким-либо принципиальным осложнениям, независимо от положенных в основу курса концепций. В ...

Результаты педагогического эксперимента по внедрению компетентностного подхода
Апробация материалов исследования с учениками 11-х классов проводилась на базе МОУ СОШ №24 города Красноярска. На начальном этапе был проведен тест, который помог нам сформировать представление об уровне развития компетентностей. Тест представлял собой работу из двенадцати заданий, на некоторые из ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru