Работа с деформированными текстами способствует развитию пунктуационной зоркости. Учащимся предлагается обнаружить пунктуационные ошибки, объяснить и исправить их.
Упражнение: прочитайте упражнение так, чтобы получить ответ, который дан в скобках.
Дети читали рассказ о космонавтах? (нет, не рассказ; нет, не дети; нет, не о космонавтах).
Упражнения на закрепление знаков препинания при прямой речи («класс»).
-Добрый день! - сказал я учителю.
-В старое время говорили - Корень учения горек, а плод его сладок.
Кроме таких, можно сказать, традиционных упражнений, в программах приведены более интересные, занимательные, эффективные упражнения и приемы формирования пунктуационного навыка. Их начинают проводить уже в первом классе. Например, в системе «Гармония», в Букварях (под редакцией Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М.) предлагается целый ряд упражнений:
- Ты - ! Ты - ? Ты -. Используй слова, интонацию, мимику, жесты, движения.
- Расшифруй эти жесты (изображенные на картинке, а ниже пустые клетки для записи слова и схемы). Нужно показать движениями и жестами, произнести в соответствии со знаком препинания:
- Из какой сказки эта фраза? Как ее произносит каждый из героев этой сказки? - «Кто ложился в мою постель и смял ее?»
-Ты приветствуешь маму учителя, друга, гостей (инсценировка).
- Прочитай голосом лисицы, которой нужно уговорить петушка.
Цель таких упражнений - заинтересовать учащихся, учить внимательнее относиться к знакам препинания, формировать выразительную речь детей, умение понимать говорящего, учитывая слова, мимику, жесты, интонацию, умение быть слушателем и говорящим, пробудить интерес к точному выражению мыслей.
Учащимся нравятся пунктуационные упражнения, они воспринимают их как игры, а ведь именно в этом возрасте дети очень любят играть. В то же время такие упражнения очень эффективны, они совершенствуют внимание, как психологический процесс, так и развивают внимание непосредственно к знакам препинания, а также упражнения - игры предполагают участие всех ребят, активизируют их познавательную деятельность, развивают творческие способности. Именно подобным упражнениям учитель должен отдавать предпочтение на уроках, если он ставит цель не только совершенствовать пунктуационные навыки учащихся, но и развивать их речь, дикцию, мышление.
Опираясь на опыт известных педагогов и собственный, приобретенный на практике, можно предложить ряд рекомендаций учителю по повышению пунктуационного навыка у школьников: предлагать дополнительные задания, способствующие более глубокому пониманию пунктуационных правил; использовать приемы развивающего обучения; вести работу по развитию самообразования и желание самостоятельного поиска новых знаний; учитывать пожелания и интересы при подборе заданий; использовать различный материал на уроках русского языка, который бы способствовал не только формированию пунктуационного навыка, но и развитию кругозора учащихся;
Следовательно, можно сделать вывод: если в педагогической деятельности систематически применять разнообразные пунктуационные упражнения, то можно: повысить уровень усвоение пунктуационных правил и уровень успеваемости по русскому языку; сформировать у учащихся систему научных взглядов на мир; развивать и совершенствовать устную и письменную речь школьников; усвоение детьми основных литературных норм языка;
сформировать основные, прочные навыки правописания и умение осмысленно пользоваться языком, т.е. грамматически правильно, стилистически точно, содержательно.
Для построения наиболее эффективной методики обучения пунктуации очень важно знать типичные и наиболее устойчивые пунктуационные ошибки, которые допускают учащиеся разных классов в различных видах работ, выполненных как в классе, так и дома. Изучение ошибок помогает выяснению причин их возникновения, что создает возможность для построения рациональной методики обучения.
Пунктуационные ошибки, допускающиеся учащимися, делятся на 4 группы: отсутствие нужных знаков препинания; лишние знаки; употребление не того знака, который требуется в данном случае; постановка знака не на том месте, где требуется.
Итак, вторая глава была посвящена рассмотрению проблем формирования пунктуационных умений младших школьников в практике современной начальной школы, были раскрыты возможности современных программ и учебников по русскому языку для организации работы над пунктуацией в начальных класса, а также сформулированы методические рекомендации по работе над проблемой формирования пунктуационных навыков учеников начальных классов.
Содержание коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей
ЗПР
На основе данных констатирующего эксперимента проводится коррекционная работа, которая направлена на исправление речевых нарушений у данной категории детей. Коррекционная работа включает в себя два этапа: Подготовительный этап. Основной этап. В подготовительный этап входят направления: Развитие зри ...
Программа исследования социальной адаптации правополушарно-доминантных
детей в младших классах средней школы
Эмпирическую выборку составили 41 учащийся 1-х классов Г. Новомосковска и Тулы с правополушарным типом распределения психических функций. В качестве контрольной группы были взяты 41 учащийся этих же классов с левосторонним типов распределения психических функций. Исследование проводилось в 2005–200 ...
Пути развития классического университета Украины за годы независимости
Коренные преобразования в содержании высшего образования связаны с разработкой и внедрением в 1988-93 гг. новых учебных планов, в которых реализован дифференцированный подход к подготовке специалистов для педагогической, производственной и научно-исследовательской деятельности. Существование этих п ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.