Образование » Формирование пунктуационных навыков у младших школьников » Упражнения, направленные на формирование пунктуационного навыка, и методика работы с ними

Упражнения, направленные на формирование пунктуационного навыка, и методика работы с ними

Страница 2

- Не печалься, ступай себе с богом!

- Ступай к морю, говорят, тебе честью…(А.С. Пушкин)

- Почему эти предложения являются побудительными? Определите, в каких из них выражают приказ, просьбу, совет. Передайте их при чтении с помощью соответствующей интонации.

Самым распространенным пунктуационным упражнением является пунктуационный анализ, который может быть составной частью комментированного письма. Он предполагает не только объяснение написаний в процессе записей предложений и текстов, но и объяснение расстановки знаков препинания. Пунктуационный анализ имеет место уже на уроках русского языка в первом классе. Дети должны учиться объяснять постановку знаков препинания, опираясь на наблюдение за интонацией предложения. Например: «Древние люди писали рисунками?»

Задание: Почему в конце предложения вопросительный знак? Как нужно прочитать? Чтение. Что нужно изменить, кроме слов, чтобы поменялся смысл предложения? Почему?

Цель подобных упражнений: отрабатывать навык выразительного чтения, умение составлять различные предложения и расставлять соответствующие знаки препинания в конце предложения, формировать умение объяснять постановку знаков препинания. Постановку вопроса дети обозначают повышением голоса в конце предложения. А постановку восклицательного знака - произношением с сильным чувством, громко. Постановку запятой между однородными членами предложения - интонацией перечисления.

Отработке выразительности чтения помогают также чтение по ролям и инсценировка отрывков. Выполняя подобные задания, дети учатся глубже вникать в смысл текста, передавать характер героя при помощи интонации, пауз, мимики, жестов. Этому помогает внимательное отношение к знакам препинания, которое возникает в процессе предварительного пунктуационного анализа текста художественного произведения.

Усвоение же детьми синтаксических сведений (в третьем и четвертом классах) позволяет ввести на уроках русского языка такое упражнение, как пунктуационный разбор. Выполняя его, ученик должен объяснить постановку знака препинания, применяя знания по грамматике.

Такой вид упражнения, как выборочное списывание, очень распространен в основном в третьем классе. Детям предлагается прочитать текст, а затем выписать, например, восклицательные и вопросительные предложения.

Например: Ветер внезапно налетел и промчался. Воздух дрогнул кругом. Уж не гром ли? Что за свинцовая полоса на небе? Но вот слабо сверкнула молния. Э, да это гроза!…

Это упражнение помогает выявить, насколько учащиеся внимательны, а также способствует развитию умений выразительного чтения.

Осложненное списывание с пунктуационным комментарием.

Для отработки пунктуационного навыка широко используются различные виды списывания, особенно задания типа:

-Спиши, расставляя знаки препинания, которые сопровождаются часто пунктуационным комментированием (комментированным разбором). Кроме того, эти задания можно усложнять.

Например, закрепляя какую-нибудь орфограмму, можно предложить следующее упражнение: Списать, исправляя орфографические ошибки и расставляя знаки препинания. После чего можно еще и выразительно прочитать написанное. Цели выполнения данных упражнений: проверить знания учащихся по теме (темам), отрабатывать навык правильного написания слов, проверить умения учащихся расставлять знаки препинания, умение списывать, отрабатывать навык выразительного чтения.

Упражнения-конструирования. Важное место принадлежит конструированию предложений, текстов. Примеры таких заданий:

Составьте восклицательное предложение по теме «Осень», «Весна».

Составьте предложение по схеме.

Составьте небольшой рассказ, диалог на определенную тему, употребив в нем восклицательный и вопросительный знаки, и тому подобное.

Конструирование предложений по предметным картинкам (на доске, например, картинки с изображением овощей, между которыми стоят запятые, а между словом овощи стоит тире). Детям предлагается записать эту схему словами. Аналогично можно ввести двоеточие.

Такие упражнения помогают учащимся составлять предложения по заданной схеме или предложения с различными знаками препинания, развивается логическое мышление и речь учащихся.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Подход к развивающему обучению
Подход к развивающему обучению опирается на следующие исходные положения: приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка, как активного носителя субъектного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного обучения в школе (ученик не становится, а изначально явля ...

Теоретические подходы к проблеме агрессивного поведения в трудах отечественных и зарубежных авторов
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения показал, что на сегодняшний день многообразны как теории агрессивного поведения, так и выделенные формы поведенческой активности животных и человека. Среди теорий, естественно, следует указать на теории З. Фрейда, К. Лоре ...

Организационно-педагогические основы опытно-экспериментальной работы
Непрерывный педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный) проводился на базе государственного муниципального учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества "Юность" клуба авторской песни "Роза ветров" г. Солнечногорска. В ходе опыт ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru