Образование » Эмпирическое исследование социальной адаптации детей с доминантным правым полушарием в младших классах средней школы » Физиологические данные по функциональной асимметрии полушарий

Физиологические данные по функциональной асимметрии полушарий

Страница 1

При оценке размеров и площадей полей правого и левого полушарий было установлено, что общая площадь нижней лобной извилины у правшей слева больше, чем справа. В нижнетеменных областях коры слева увеличены размеры коры в глубине борозд. Островковая область слева больше, чем справа. Рядом авторов показано, что у правшей при очень высокой вариабельности борозд и извилин в левом и правом полушариях оперкулярная зона в височной области в левом полушарии на одну треть больше, чем в правом. По данным И.Н. Боголеповой с сотрудниками, более чем в 54% случаев длина левого полушария превышает длину правого. Степень вертикальной упорядоченности поперечника коры, и прежде всего 3-го слоя достоверно выше в корковых полях мозга человека по сравнению с высшими приматами и существенно выше в нижелобных и височных областях левого полушария по сравнению с правым.

Изучение структуры полей коры у человека на нейронном уровне также выявило латеральные различия. Установлено, что размеры нейронов 3-го и 5-го слоев в полях 44-м и 45-м в левом полушарии больше, чем в правом, как и гигантские пирамидальные клетки Беца в 5-м слое 4-го моторного поля в левом полушарии превышают те же нейроны в правом полушарии. Имеются данные о морфологическом различии в организации левого и правого таламуса и левого и правого хвостатого ядра. Особенно четкая асимметрия строения наблюдается в тех ядрах таламуса, которые связаны с речевыми функциями.

Физиологические данные по проблеме функциональной асимметрии полушарий головного мозга, полученные рядом отечественных и зарубежных авторов, свидетельствуют о том, что асимметрия полушарий головного мозга четко проявляется, в условиях психической деятельности.

Многими авторами изучаются ЭЭГ-проявления функциональной асимметрии полушарий головного мозга как в состоянии покоя, так и во время психической деятельности. При изучении межполушарных различий ЭЭГ в состоянии покоя одни исследователи отмечают значительную выраженность депрессии альфа-ритма в левом полушарии по сравнению с правым, другие считают альфа-компоненты спектра ЭЭГ симметричными. Однако при интеллектуальной деятельности межполушарная асимметрия по показателям альфа-ритма усиливается. Большинство авторов утверждают, что во время интеллектуальной деятельности выраженность альфа-ритма по амплитуде, индексу или суммарной энергии в левом полушарии ниже, чем в правом. Причем по одним данным при вербальной деятельности асимметрия альфа-активности выражена сильнее, чем при наглядной, по другим – это различие не обнаружено. М.В. Сербиенко и Г.Н. Орбачевская выявили правостороннее доминирование альфа-депрессии при наглядно-образных формах психической деятельности и левостороннее – при вербальных.

По данным А.Н. Соколова и его сотрудников, у здоровых испытуемых наблюдаются различные паттерны межполушарной асимметрии при выполнении разных видов деятельности. При переходе от невербальных заданий к вербальным происходит или уменьшение правополушарного доминирования реакции активации, или смена правополушарного доминирования на левополушарное. Усиление межполушарной асимметрии биопотенциалов и связь паттернов активации с характером интеллектуальной деятельности были установлены и при использовании показателей пространственной синхронизации биопотенциалов. Заметное место в физиологическом изучении проблемы функциональной асимметрии полушарий головного мозга занимает метод регистрации вызванных потенциалов. По данным Э.А. Костандова, вызванные потенциалы в задних отделах правого полушария опережают по времени вызванные потенциалы в левом полушарии, – что расценивается как доказательство того, что в правом полушарии осуществляется первичный зрительно-пространственный анализ стимулов.

По другим данным, вызванные потенциалы в правой височной области в ответ на зрительное структурное изображение характеризуются более богатым составом ранних составляющих, чем в левом полушарии. Уровень межполушарной асимметрии вызванных потенциалов зависит от характера стимула и области регистрации ответа: при предъявлении и вербальных, и невербальных пространственно-структурных стимулов асимметрия вызванных потенциалов максимально выражена в височных областях коры. Асимметрия зрительных вызванных потенциалов на сложные стимулы обнаружена и в премоторных областях мозга, причем при субъективно трудных для испытуемого заданиях степень асимметрии вызванных потенциалов возрастает. Эти и многие другие физиологические данные свидетельствуют о том, что лево-правая асимметрия биопотенциалов характерна для нормы и проявляется особенно четко в условиях психической деятельности. Асимметрия биопотенциалов носит региональный характер и зависит от характера выполняемого задания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Виды активности и факторы, ее обуславливающие
Знание содержания принципов обучения позволяет учителю строить преподавание в соответствии с требованиями, отражающими закономерности процесса обучения физическим упражнениям: во-первых, направлять учеников на сознательное и активное отношение к учебному материалу; во-вторых, объективно оценивать р ...

Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали ...

Организационно-педагогические основы опытно-экспериментальной работы
Непрерывный педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный) проводился на базе государственного муниципального учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества "Юность" клуба авторской песни "Роза ветров" г. Солнечногорска. В ходе опыт ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru