Образование » Эмпирическое исследование социальной адаптации детей с доминантным правым полушарием в младших классах средней школы » Физиологические данные по функциональной асимметрии полушарий

Физиологические данные по функциональной асимметрии полушарий

Страница 3

По некоторым данным, частота встречаемости латерального фенотипа, оцениваемого по характеру сенсомоторных асимметрии и межполушарных различий ЭЭГ, обнаруживает связь с особенностями экологических условий. Так, среди коренного населения северо-востока России значительно чаще встречается правополушарный фенотип, для которого характерно преобладание правополушарных функций во взаимодействии полушарий. Предполагается, что увеличение доли левшей и амбидекстров в северных популяциях свидетельствует об их более оптимальной адаптированное к жизни в этих условиях. Возможно, большая доля леворуких среди этих групп населения отчасти обусловлена тем обстоятельством, что давление культурных традиций, направленное на преимущественное использование правой руки, всегда было слабее, чем в средней полосе России. Однако есть точка зрения, что правополушарный фенотип вообще более характерен для популяций, близких к природе и менее приобщенных к научно-техническому прогрессу.

Кросскультурные исследования убедительно свидетельствуют о том. что особенности культурной среды также влияют на соотношение право- и леворуких в популяции. Среди школьников Китая и Таиланда только 3,5 и 0.7% соответственно используют для письма левую руку. В то же время 6,5% детей – выходцев из восточных стран, обучающихся в школах США, предпочитают левую руку. Среди японских школьников 7,2% не являются праворукими, а если учесть и переученных, то эта цифра увеличивается до 11%. В течение XX столетия пропорция индивидов, пишущих левой рукой, в Соединенных Штатах. Австралии и Новой Зеландии увеличилась с 2 до 12%.

Существенная роль средового опыта в определении рукости, казалось, подтверждается тем фактом, что и раннем постнатальном онтогенезе ведущая рука не обнаруживается. Хотя в этом периоде развития можно выделить некоторые признаки латерализации. принято считать, что первые проявления предпочтения руки обнаруживаются у детей 7–9 месяцев. Разница между сторонами, сначала слабая, увеличивается и становится отчетливой в три года, а затем стабилизируется. В процессе индивидуального развития человека от рождения до зрелости происходит постепенное усиление специализации в работе полушарий. Затем, по мере старения, эта специализация вновь утрачивается.

При этом считается целесообразным выделять два относительно независимых показателя мануальной латерализации: направление и степень.

Направление латерализации. т.е. установление ведущей руки можно рассматривать как нормативную или видоспецифическую характеристику, имеющую два измерения.

Степень латерализации – количественная индивидуально-специфическая характеристика, обладающая непрерывной изменчивостью в широком диапазоне. Об относительной ее независимости говорит тот факт, что данная характеристика обнаруживает разную онтогенетическую динамику. Если выбор ведущей руки определяется к трем годам, степень ее использования существенно возрастает от трех до девяти лет. Таким образом, формирование мануальной асимметрии – достаточно длительный процесс, протекание которого обнаруживает зависимость от условий среды в самом широком понимании последней.

О влиянии генотипа на формирование асимметрии говорят разные факты, начиная от различий в особенностях пальцевых узоров нолей пишущих левой или правой рукой и кончая исследованиями мануальной асимметрии приемных детей и их родителей Важно отметить, что сравнительно позднее установление дефинитивной формы латерализации отнюдь не отрицает роли генотипа в этом процессе

Из генетики развития известно, что относительно позднее проявление признака не означает его средовую обусловленность. По современным представлениям, каждая стадия развития в онтогенезе наступает в результате актуализации различных участков генотипа причем различные стадии контролируются разными генами В результат взаимодействия ibhob и их продуктов на каждом новом этапе развития формируются структурные и функциональные особенности организма

Семейные исследования мануальной асимметрии дают немало оснований утверждать, что в определении ведущей руки решающую роль играют факторы генотипа. Например, при изучении рукости приемных детей усыновленных в младенчестве, было показано что приемные родители оказывают мало влияния на установление ведущей руки у детей Тем не менее, эмпирические данные не дают возможности определить генетические основы и закономерности трансмиссии мануальной асимметрии

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Анализ готовности воспитателей к проведению занятий по непредметному рисованию
В ходе анализа готовности воспитателей к проведению занятий по непредметному рисованию, нами было проведено тестирование по нескольким тестам, позволяющим выявить определенные характеристики педагогического мастерства, а также психологические характеристики, имеющие важное значение для данного напр ...

Развитие творчества в непредметном рисовании
Проблемы непредметного рисования до настоящего времени в педагогике рассмотрены крайне ограничено, однако, сам феномен непредметного рисования известен в науке, как важнейшая часть одного из направлений психотерапии - так называемой, арт-терапии. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации раз ...

Организация учебного процесса при компетентностном подходе
При формировании компетентностей учащихся учебные занятия планируются так, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. С ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru