Образование » Эмпирическое исследование социальной адаптации детей с доминантным правым полушарием в младших классах средней школы » Физиологические данные по функциональной асимметрии полушарий

Физиологические данные по функциональной асимметрии полушарий

Страница 3

По некоторым данным, частота встречаемости латерального фенотипа, оцениваемого по характеру сенсомоторных асимметрии и межполушарных различий ЭЭГ, обнаруживает связь с особенностями экологических условий. Так, среди коренного населения северо-востока России значительно чаще встречается правополушарный фенотип, для которого характерно преобладание правополушарных функций во взаимодействии полушарий. Предполагается, что увеличение доли левшей и амбидекстров в северных популяциях свидетельствует об их более оптимальной адаптированное к жизни в этих условиях. Возможно, большая доля леворуких среди этих групп населения отчасти обусловлена тем обстоятельством, что давление культурных традиций, направленное на преимущественное использование правой руки, всегда было слабее, чем в средней полосе России. Однако есть точка зрения, что правополушарный фенотип вообще более характерен для популяций, близких к природе и менее приобщенных к научно-техническому прогрессу.

Кросскультурные исследования убедительно свидетельствуют о том. что особенности культурной среды также влияют на соотношение право- и леворуких в популяции. Среди школьников Китая и Таиланда только 3,5 и 0.7% соответственно используют для письма левую руку. В то же время 6,5% детей – выходцев из восточных стран, обучающихся в школах США, предпочитают левую руку. Среди японских школьников 7,2% не являются праворукими, а если учесть и переученных, то эта цифра увеличивается до 11%. В течение XX столетия пропорция индивидов, пишущих левой рукой, в Соединенных Штатах. Австралии и Новой Зеландии увеличилась с 2 до 12%.

Существенная роль средового опыта в определении рукости, казалось, подтверждается тем фактом, что и раннем постнатальном онтогенезе ведущая рука не обнаруживается. Хотя в этом периоде развития можно выделить некоторые признаки латерализации. принято считать, что первые проявления предпочтения руки обнаруживаются у детей 7–9 месяцев. Разница между сторонами, сначала слабая, увеличивается и становится отчетливой в три года, а затем стабилизируется. В процессе индивидуального развития человека от рождения до зрелости происходит постепенное усиление специализации в работе полушарий. Затем, по мере старения, эта специализация вновь утрачивается.

При этом считается целесообразным выделять два относительно независимых показателя мануальной латерализации: направление и степень.

Направление латерализации. т.е. установление ведущей руки можно рассматривать как нормативную или видоспецифическую характеристику, имеющую два измерения.

Степень латерализации – количественная индивидуально-специфическая характеристика, обладающая непрерывной изменчивостью в широком диапазоне. Об относительной ее независимости говорит тот факт, что данная характеристика обнаруживает разную онтогенетическую динамику. Если выбор ведущей руки определяется к трем годам, степень ее использования существенно возрастает от трех до девяти лет. Таким образом, формирование мануальной асимметрии – достаточно длительный процесс, протекание которого обнаруживает зависимость от условий среды в самом широком понимании последней.

О влиянии генотипа на формирование асимметрии говорят разные факты, начиная от различий в особенностях пальцевых узоров нолей пишущих левой или правой рукой и кончая исследованиями мануальной асимметрии приемных детей и их родителей Важно отметить, что сравнительно позднее установление дефинитивной формы латерализации отнюдь не отрицает роли генотипа в этом процессе

Из генетики развития известно, что относительно позднее проявление признака не означает его средовую обусловленность. По современным представлениям, каждая стадия развития в онтогенезе наступает в результате актуализации различных участков генотипа причем различные стадии контролируются разными генами В результат взаимодействия ibhob и их продуктов на каждом новом этапе развития формируются структурные и функциональные особенности организма

Семейные исследования мануальной асимметрии дают немало оснований утверждать, что в определении ведущей руки решающую роль играют факторы генотипа. Например, при изучении рукости приемных детей усыновленных в младенчестве, было показано что приемные родители оказывают мало влияния на установление ведущей руки у детей Тем не менее, эмпирические данные не дают возможности определить генетические основы и закономерности трансмиссии мануальной асимметрии

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

План-конспект урока производственного обучения
Цели урока: Обучающая: формирование системы профессиональных умений по приготовлению блюд из фаршированных овощей. Воспитывающая: содействовать формированию самостоятельности, экономно расходовать сырьё, электроэнергию, воспитание ответственного отношения к порученному делу, бережно относиться к об ...

Особенности танцевальной деятельности детей 6-7- лет
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных на каждом возрастном этапе происходит различно. В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, же ...

Критерии педагогической оценки
Критерий - (от греч. krition - средство для суждения) - признак на основании которого производится оценка, средство проверки, мерило оценки. В теории познания - признак истинности или ложности положения. Критерии составляют основу оценочной деятельности, они служат ее ориентиром. «Оценивая результа ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru