Образование » Эмпирическое исследование социальной адаптации детей с доминантным правым полушарием в младших классах средней школы » Физиологические данные по функциональной асимметрии полушарий

Физиологические данные по функциональной асимметрии полушарий

Страница 2

Как известно, выделяют моторные, сенсорные и «психические» асимметрии, причем каждая из этих асимметрий подразделяется на множество более парциальных видов. Внутри моторной асимметрии могут быть выделены ручная, ножная, оральная, глазодвигательная и другие. Ведущей среди моторных асимметрий считается ручная, однако другие виды моторных асимметрий и их связь с ручной изучены на сегодня недостаточно. К сенсорным формам асимметрии относятся зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и другие. К психическим – асимметрия мозговой организации речевых и других высших психических функций. По мнению Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой, психические асимметрии следует рассматривать как «вершинные» асимметрии в природе, выражающие собой максимальный уровень функциональной организации системы. Нейропсихологическое изучение нарушений различных психических функций показало, что произвольный уровень управления психическими функциями реализуется преимущественно структурами левого полушария, а непроизвольный, автоматический – структурами правого. Описаны латеральные особенности нарушений и ряда других познавательных и эмоциональных процессов. Различие левополушарных и правополушарных нейропсихологических синдромов очевидно, однако точная качественная квалификация и точная количественная оценка нарушений высших психических функций, возникающих при поражении тех или иных структур правого полушария, встречаются еще с рядом трудностей.

Как известно, индивидуальный профиль функциональной асимметрии полушарий головного мозга определяется сочетанием проявлений неравенства в моторной, сенсорной, психической сферах. Только учет признаков всех этих асимметрий может дать представление об индивидуальном профиле функциональной организации данного человека.

Неоднозначен пока ответ на вопрос о наличии в психике такого основания, по которому, пусть и с некоторой долей условности, можно было бы отнести человека к право-левополушарному типу. Неизвестно, каким образом можно определить тот психический параметр, по которому в моторной и сенсорной сферах преобладают асимметричные люди, а среди асимметричных предпочитающих правую руку, достоверно больше, чем леворуких. В литературе известны систематизации типов психической деятельности в зависимости от соматического развития, телосложения человека и тому подобного.

Поскольку большинство людей относятся к левополушарному типу мышления и являются правшами, то проявление праворукости считается нормальным. Другое дело – правополушарный тип мышления.

Самым ярким показателем правополушарного типа людей являются левши.

Происхождение леворукости традиционно связывается с действием трех групп факторов, средовых, генетических и патологических у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке. Так происходит в норме. Но нередко встречается и нетипичное психическое развитие, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В таких случаях у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук. Если у вас есть основания предполагать, что леворукость вашего ребенка именно такой природы, то лучше обратиться к специалистам и организовать специальные занятия для коррекции межполушарных связей. Зачастую, через несколько занятий под руководством психолога, ребенок начинает без всякого принуждения писать и рисовать правой рукой.

Кроме всего перечисленного возможно развитие у детей так называемого «скрытого левшества», т.е. смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать «психическими» левшами или «скрытыми» левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.

Целый ряд данных свидетельствует о том, что общественные традиции и система воспитания задают преимущественный выбор ведущей руки. Ранее считалось, что леворукие составляют в среднем 5% населения. Однако в последние десятилетия это число возросло по разных данным до 10–25%, причем в разных регионах наблюдаются определенные различия в частоте леворукости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Возрастные особенности учащихся и возможности формирования у них гуманности как личного качества
Каждый школьник предстает перед педагогом в двух ипостасиях: как неповторимая индивидуальность и как человек определенного возраста. Однако в условиях школьного обучения для воспитателя важны не только возрастные особенности отдельных детей, но и возрастные особенности класса, как группы детей опре ...

Концепция Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова
Выдающийся психолог Лев Семенович Выготский на основе ряда своих исследований установил, что развитие всякой психической функции в том числе и интеллекта ребенка, проходит через зону ближайшего развития, когда ребенок умеет что-то делать лишь в сотрудничестве со взрослым, и лишь за тем переходит на ...

Алгоритм и модель формирования фонда целевого капитала автономного образовательного учреждения "Детский сад № 37"
Одним из перспективных направлений развития образовательных учреждений в России, в частности, такой формы управления как автономные образовательные учреждения, является создание и развитие системы благотворительности, механизмов привлечения пожертвований, введение специализированных фондов поддержк ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru