Образование » Эмпирическое исследование социальной адаптации детей с доминантным правым полушарием в младших классах средней школы » Физиологические данные по функциональной асимметрии полушарий

Физиологические данные по функциональной асимметрии полушарий

Страница 5

В соответствии с гипотезой М Аннет, в человеческой популяции существует сбалансированный полиморфизм, связанный с распространением доминантного гена правостороннего сдвига и его рецессивного аллеля. Более того, с ее точки зрения, влияние этих генов распространяется не только на рукость, но и на церебральное доминирование т.е. общее доминирование того или иного полушария головного мозга Она считает, что выбор предпочитаемой руки является лишь одним из результатов церебральной латерализации, а поскольку невозможно оценить степень латерализации непосредственно то наиболее простым оказывается использование косвенных способов, среди которых ведущее место занимает оценка рукости. Эта теория получила широкую известность и является предметом серьезных дискуссий, причем она имеет как сторонников, так и противников.

Но несмотря на значительное число исследований в этой области, в настоящее время не существует общепринятой генетической модели, объясняющей феномены латерализации руки и центров речи. Имеются также факты, которые трудно объяснимы всеми генетическими моделями. Речь идет, в первую очередь, о приблизительно равном сходстве МЗ-и ДЗ-близнецов по показателям асимметрии.

В заключение следует сказать, что существующие к настоящему времени модели асимметрии совершенно не учитывают других аспектов латерализации функций.

Между тем все парные органы человека имеют ту или иную степень функциональной асимметрии, хотя наблюдению доступны только некоторые из них: в двигательной сфере и сенсорной. До недавних пор считалось, что перечисленные асимметрии относительно автономны, причем у каждого человека возможно свое сочетание право- и левосторонних признаков. Для обозначения этого явления используют термин «профиль латеральной организации», которым обозначается сочетание моторных и сенсорных асимметрий, характерных для данного человека. Более того, в исследованиях Е.Д. Хомской с соавторами было показано, что тип ПЛО не является простой суммой составляющих его асимметрий, он представляет собой определенную систему, которая рассматривается как «особый интегративный модально-специфический фактор», характеризующий межполушарные асимметрию и взаимодействие анализаторных систем, а также работу мозга как парного органа.

а)

б)

Рис. 1. Профиль латеральной организации: а – Правополушарное доминирование, б) – Левополушарное доминирование

Изредка в практике встречаются случаи, когда доминантная рука не соответствует доминантному полушарию. Чаще всего это происходит при ранее принятом переучивании детей-левшей к праворукому письму в школе. Следующим случаем по статистике является травма ведущей руки при родах или в возрасте до 3 лет. На последнем месте стоят нарушения внутриутробного развития.

Существующее многообразие представлений о периодизации развития психики, которое может быть объединено на базе физиологического подхода. Этапность развития функциональной асимметрии полушарий в онтогенезе является ведущим фактором, объясняющим закономерности возрастной динамики психического развития.

При этом целесообразно рассматривать функциональную асимметрию полушарий не только в аспекте межполушарных отношений, но и внутриполушарных взаимодействий в рамках синтетической доминантной модели межполушарного взаимодействия. Созревание функциональной асимметрии полушарий представляется одним из узловых моментов изменения на разных этапах онтогенеза межцентральных отношений, выступающего в роли ведущего механизма возрастного развития психики.

Формирование функциональной асимметрии полушарий имеет несомненную связь с возрастными особенностями восприятия и мышления, лежащими в основе формирования типологических особенностей личности, в т.ч. с развитием индивидуально-типического когнитивного стиля, с развитием интеллектуального стиля, а также более широко – с формированием индивидуального стиля деятельности, тесно связанного с типологическими свойствами нервной системы. Объединяя перечисленные типологические деления различных ВПФ в рамках целостной индивидуально-типологической ментальной стратегии, представляется возможным связать ее формирование, параллельное развитию функциональной асимметрии полушарий, с формированием юнговских личностных типов. Аналогично ведущей деятельности, определяющей развитие психики ребенка в каждый возрастной период, в аспекте формирования функциональной асимметрии полушарий можно рассматривать ведущее в развитии на данный период полушарие).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали ...

Основные этапы фитбол-гимнастики
Независимо от возраста и физического состояния детей необходимо поэтапное освоение упражнений с мячом. 1 Этап. Основные задачи: 1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола. 2. Обучить правильной посадке на фитболе. 3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (си ...

Сведения из истории
Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части. Это очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание является непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Т ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru