Образование » Эмпирическое исследование социальной адаптации детей с доминантным правым полушарием в младших классах средней школы » Физиологические данные по функциональной асимметрии полушарий

Физиологические данные по функциональной асимметрии полушарий

Страница 5

В соответствии с гипотезой М Аннет, в человеческой популяции существует сбалансированный полиморфизм, связанный с распространением доминантного гена правостороннего сдвига и его рецессивного аллеля. Более того, с ее точки зрения, влияние этих генов распространяется не только на рукость, но и на церебральное доминирование т.е. общее доминирование того или иного полушария головного мозга Она считает, что выбор предпочитаемой руки является лишь одним из результатов церебральной латерализации, а поскольку невозможно оценить степень латерализации непосредственно то наиболее простым оказывается использование косвенных способов, среди которых ведущее место занимает оценка рукости. Эта теория получила широкую известность и является предметом серьезных дискуссий, причем она имеет как сторонников, так и противников.

Но несмотря на значительное число исследований в этой области, в настоящее время не существует общепринятой генетической модели, объясняющей феномены латерализации руки и центров речи. Имеются также факты, которые трудно объяснимы всеми генетическими моделями. Речь идет, в первую очередь, о приблизительно равном сходстве МЗ-и ДЗ-близнецов по показателям асимметрии.

В заключение следует сказать, что существующие к настоящему времени модели асимметрии совершенно не учитывают других аспектов латерализации функций.

Между тем все парные органы человека имеют ту или иную степень функциональной асимметрии, хотя наблюдению доступны только некоторые из них: в двигательной сфере и сенсорной. До недавних пор считалось, что перечисленные асимметрии относительно автономны, причем у каждого человека возможно свое сочетание право- и левосторонних признаков. Для обозначения этого явления используют термин «профиль латеральной организации», которым обозначается сочетание моторных и сенсорных асимметрий, характерных для данного человека. Более того, в исследованиях Е.Д. Хомской с соавторами было показано, что тип ПЛО не является простой суммой составляющих его асимметрий, он представляет собой определенную систему, которая рассматривается как «особый интегративный модально-специфический фактор», характеризующий межполушарные асимметрию и взаимодействие анализаторных систем, а также работу мозга как парного органа.

а)

б)

Рис. 1. Профиль латеральной организации: а – Правополушарное доминирование, б) – Левополушарное доминирование

Изредка в практике встречаются случаи, когда доминантная рука не соответствует доминантному полушарию. Чаще всего это происходит при ранее принятом переучивании детей-левшей к праворукому письму в школе. Следующим случаем по статистике является травма ведущей руки при родах или в возрасте до 3 лет. На последнем месте стоят нарушения внутриутробного развития.

Существующее многообразие представлений о периодизации развития психики, которое может быть объединено на базе физиологического подхода. Этапность развития функциональной асимметрии полушарий в онтогенезе является ведущим фактором, объясняющим закономерности возрастной динамики психического развития.

При этом целесообразно рассматривать функциональную асимметрию полушарий не только в аспекте межполушарных отношений, но и внутриполушарных взаимодействий в рамках синтетической доминантной модели межполушарного взаимодействия. Созревание функциональной асимметрии полушарий представляется одним из узловых моментов изменения на разных этапах онтогенеза межцентральных отношений, выступающего в роли ведущего механизма возрастного развития психики.

Формирование функциональной асимметрии полушарий имеет несомненную связь с возрастными особенностями восприятия и мышления, лежащими в основе формирования типологических особенностей личности, в т.ч. с развитием индивидуально-типического когнитивного стиля, с развитием интеллектуального стиля, а также более широко – с формированием индивидуального стиля деятельности, тесно связанного с типологическими свойствами нервной системы. Объединяя перечисленные типологические деления различных ВПФ в рамках целостной индивидуально-типологической ментальной стратегии, представляется возможным связать ее формирование, параллельное развитию функциональной асимметрии полушарий, с формированием юнговских личностных типов. Аналогично ведущей деятельности, определяющей развитие психики ребенка в каждый возрастной период, в аспекте формирования функциональной асимметрии полушарий можно рассматривать ведущее в развитии на данный период полушарие).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Педагогические теории Нового времени
Педагогические теории и идеи Нового времени базировались на лучших гуманистических традициях и впитали передовые идеи современности. В XVII–XVIII вв. создаются первые научные педагогические теории. У основ формирования дидактики стояли труды немецкого педагога Вольфганга Ратке (1571–1635). Ратке за ...

Организация коррекционно-педагогической работы, осуществляемой в дошкольном образовательном учреждении для детей умственно отсталых
Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств. В специализированном дошкольном учреждении решаются следующие блоки задач: диагностические, ...

Проблема успеваемости студентов ВУЗа
Одной из наиболее актуальных проблем педагогики высшей школы является учебная успеваемость, что связано с повышением требований к специалистам и обусловлено высоким темпом развития технологий, огромным потоком информации, а значит, необходимостью принятия мер по улучшению качества вузовской подгото ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru