Образование » Эмпирическое исследование социальной адаптации детей с доминантным правым полушарием в младших классах средней школы » Физиологические данные по функциональной асимметрии полушарий

Физиологические данные по функциональной асимметрии полушарий

Страница 4

Теоретическим основанием к решению этой проблемы является разработка конкретных генетических моделей объясняющих возможность передачи рукости от поколения к поколению. Экспериментальные данные для построения генетических моделей получают в основном в семейных исследованиях рукости в том числе и при изучении приемных детей а также в близнецовых исследованиях

Первые семейные исследования рукости дали основания предположить что сегрегация по этому признаку происходит по закону Менделя. На этой основе была предложена простая генетическая модель, в соответствии с которой предполагалось, что рукость определяется действием одного гена, имеющего две различные формы Один аллель, R, является доминантным и кодирует праворукость, второй – I – рецессивный и кодирует леворукость Ребенок унаследовавший аллели R от обоих родителей, будет праворуким, равно как и ребенок с генотипом Rl. Леворукими будут дети с генотипом 11 которые унаследовали аллель 1 от обоих родителей.

Эта модель, однако, не может объяснить тот факт что по разным данным от 45 до 54% детей от двух леворуких родителей являются праворукими Модель предсказывает, что все дети таких родителей должны быть леворукими гак как единственный аллель, который леворукие родители могут передать своим детям – это аллель 1. Предпринимались попытки усовершенствовать эту модель введением понятия пенетрантности, но эта идея не получила и плодотворного развития

Более сложная модель была предложена Дж Леви и Т Нагилаки. Они предположили что рукость является функцией двух генов Один ген с двумя аллелями определяет полушарие, которое будет контролировать речь и ведущую руку аллель L определяет локализацию центров речи в левом полушарии и является доминантным, а аллель 1 – локализацию центров речи в правом полушарии и является рецессивным Второй ген определяет то, какой рукой будет управлять речевое полушарие – на своей стороне или противоположной Контрлатеральный контроль кодируется доминантным аллелем С, а ипсилатеральный – рецессивным аллелем. Индивид с генотипом LiCC например будет правшой с центром речи в левом полушарии. У индивида с генотипом Liog, центры речи также будут расположены в левом полушарии но он будет левшой Эта модель предполагает что рукость конкретного человека связана с характером его межполушарной асимметрии и типом двигательного контроля Ключевым допущением этой модели было предположение что позиция руки при письме – прямая или вывернутая – может служить фенотипическим проявлением специфического генотипа. Индивиды, использующие инвертированное положение руки при письме, с точки зрения авторов не имеют перекреста пирамидною тракта те для них характерен ипсилатеральный тип организации моторного контроля Напротив индивиды е обычной позицией руки при письме в строении пирамидного тракта – перекрест, который приводит к ипсилатеральному контролю.

В последние годы модель Дж. Леви и Т. Нагилаки неоднократно подвергалась критике Было показано, что они вступают в противоречие с некоторыми фактами. Например, клинические данные, полученные у 131 пациента не дают основания считать, что существует связь между положением руки при письме и локализацией центра речи, определяемой по пробе Вада. Известно также что многие левши могут использовать для письма как прямую, так и инвертированную позицию руки. Кроме того, модель не получила должного статистического подтверждения в семейных исследованиях.

Известный английский психолог М. Аннет на протяжении двадцати лет разрабатывает оригинальную генетическую модель латерализации, коренным образом отличающуюся от модели Дж Леви и Т Пагилаки. Она высказала гипотезу о том, что большинство людей имеют ген, который называется фактором правостороннего сдвига. Если этот ген есть у человека, то человек предрасположен стать правшой с левополушарной локализацией центров речи. Если этот ген отсутствует и индивид обладает парой его рецессивных аллелей, то человек может стать как правшой, так и левшой в зависимости от обстоятельств.

Предполагается, что ген правого сдвига приводит к формированию асимметрии, тормозя в раннем онтогенезе развитие: во-первых, височной области в правом полушарии; во-вторых, левой заднетеменной области коры в левом полушарии. Благодаря этому, левая височная область получает возможность преимущественного участия в процессах фонологической обработки, а правая заднетеменная – в процессах зрительно-пространственного анализа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Теоретические основы эстетического воспитания школьников в воспитательной работе
Эстетическое воспитания включает в себя довольно обширный круг вопросов, начиная с глубоко теоретических и кончая бытовыми ( явление моды, тот или иной тип развлекательной музыки), но не смотря на значительное развитие, все они тесно связаны между собой. Под эстетическом воспитанием обычно понимает ...

Содержание работы по формированию адекватной самооценки
Цель коррекционных упражнений - повышение самооценки и статуса учащихся в группе. Задачи: знакомство детей с упражнениями, направленными на повышение самооценки; формирование практических навыков применения подобных техник в обыденной жизни; создание благоприятной обучающей среды для детей. 1. Игра ...

Выявление уровня толерантности у младших школьников
Целью проведения данного исследования стало подтверждение гипотезы о том, что формированию толерантности как одного из свойств личности способствует правильная организация учебной, воспитательной работы и внеклассной работы. Задачи были поставлены следующие: - определить уровень сформированности то ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru