Развитие познавательной деятельности у младших школьников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности – учения, и осуществляется на протяжении всего младшего возраста.
Оптимальные условия для овладения знаниями каждым учеником и для развития каждого ученика могут возникнуть тогда, когда обеспечивается максимальная активизация учебной деятельности школьников, когда учитель сознательно и целенаправленно управляет процессом овладения знаниями, умениями и навыками.
Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу на уроке, различные дидактические, иллюстративные, раздаточные материалы, технические средства обучения и вспомогательный материал к ним.
Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ребёнку на уроках предлагаются задания, к выполнению которых он ещё не готов, с которыми справиться не может. Следовательно, надо хорошо знать индивидуальные особенности детей. Нужно помочь каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути ответа на вопрос задачи. Развитием этих умений следует начать заниматься как можно раньше: сравнивать и сопоставлять с детьми предметы, складывать разрезные картинки и геометрические фигуры, составлять симметричные композиции, искать аналогии. Важно развивать у детей логическое мышление, устную и письменную речь, а также постоянно повышать их интеллектуальный уровень. Помимо традиционных путей это можно сделать, привлекая доступный энциклопедический материал, раскрывая значения новых слов и понятий, предлагая интересную дополнительную информацию и, конечно, выстраивая систему определённых заданий и упражнений.
Один из важнейших факторов развития интереса к учению – понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем, как приступить к изучению какой-либо темы, нужно много времени уделять поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В.А. Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности.
Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребёнок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения – вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физическое развитие ребёнка, а значит, и качество работы учителя.
Существенным педагогическим средством, направленным на развитие внутренней потребности интеллектуального роста, является использование познавательных заданий. Познавательное задание – это определенные учебные условия, которые требуют от ученика активизации всех познавательных процессов – мышления, воображения, памяти, внимания и т. д. Задача учителя состоит в том, чтобы при помощи познавательных заданий предусмотреть ход мыслительной деятельности учащихся, который привёл бы их к самостоятельным выводам, обобщениям и открытиям.
Сущность понятия «музыкальный вкус»
Музыка, как и всякое искусство, доставляет человеку удовольствие. При редких встречах с музыкой подлинное удовольствие возникает редко и хранится недолго. А вот при постоянных и привычных встречах душевный подъем постепенно превращается в настрой души, заставляющий иначе жить, иначе думать и действ ...
Характеристика музыкальной выразительности
Музыка - одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Использование музыки на занятиях физической культурой в детских садах и школах воздействует созданию правильных представлений о характере движений, вырабатывает выраз ...
Логопедический массаж в практике устранения нарушения звукопроизношения у
детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста
В данном параграфе мы представим методику работы по использованию логопедический массаж в практике устранения нарушения звукопроизношения у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста: определим задачи работы, выделим этапы коррекционного воздействия, опишем отдельные виды заданий и ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.