Рассмотрим требования к разработке системы познавательных заданий исторического характера. К ним относятся:
– глубокая научность материала заданий;
– органическая связь с программой по математике;
– направленность заданий на приобретение новых знаний, на повторение и закрепление их, на использование различных источников и методов исследования;
– задания по возможности должны носить проблемный характер, ориентировать на самостоятельный поиск, исследование и вызывать повышенный интерес.
Карчёва Г.П. предлагает общий план подготовки к урокам, на которых есть возможность использовать исторический материал для активизации познавательной деятельности школьников:
– определить место исторического материала при изучении темы;
– установить, с какими элементами данной темы или группы тем допустимо связать использование исторического материала;
– определить место исторического материала на уроке, возможность использования его на протяжении всего урока или фрагментарно;
– отобрать из известных средств реализации те, которые могут быть использованы наиболее результативно на данном уроке;
К формам включения историко-математического материала на уроке относятся:
– исторические отступления на уроке (беседа 2-10 минут);
– сообщение исторических сведений, органически связанных с программным материалом;
– специальные уроки по истории математики.
Решение творческих задач разной степени трудности обеспечивает всем детям развитие мышления. Так, дети, хорошо успевающие, смогут в ещё большей степени развернуть свои творческие способности в условиях решения нестандартных задач, требующих сообразительности и находчивости. А дети, слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, но относительно лёгкие, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинять их определённому плану.
Обсуждая разные варианты поиска путей решения задач, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой план и отвергают другие планы. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются успешными и верными, а другие – неуспешными, ошибочными. Помимо намерения добиться успешного результата появляются познавательный интерес, стремление обнаружить причины получения успешного результата. Возникновение познавательного интереса ценно для развития личности младшего школьника. Устойчивость этого интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний.
Приёмы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе: игры, загадки, ребусы, головоломки, занимательные задачи, творческие работы, прослушивание грамзаписей, просмотр диафильмов и т. д. Применение каждого вида работы зависит от темы урока. Очень активизирует работу учащихся отгадывание загадок. Загадка — жанр народного творчества, который относится к малым фольклорным формам. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления. Рекомендуется предлагать их детям ежедневно. Учащиеся с большим удовольствием отгадывают их. Но среди загадок встречаются и такие, которые дети затрудняются отгадать. В этом случае им требуется разъяснить смысл загадки.
Механизм психологического
воздействия непредметного рисования на ребенка
Символический язык рисования и изобразительного искусства в целом наиболее подходит для выражения содержаний, того, что классики психоанализа называли личным и коллективным бессознательным. Очевидно, что данные идеи отражают неклинические аспекты аналитической психологии и психоанализа, связанные с ...
Выявление уровня знаний по математике у учащихся испытуемого
класса
Исследование проводилось на базе 3 «А» класса СШ№43 г. Могилева. В эксперименте принимало участие 19 учеников. Для достижения поставленных целей, исследование проводилось в несколько этапов: Проведение входного теста для получения сведений об исходном уровне знаний учащихся. Использование разноуров ...
Способности и профессионально-важные качества учителя музыки
В психологических исследованиях подчеркивается, что в личности учителя проявляется синтез его личных качеств, способностей, знаний, умений и навыков. В первую очередь успех в обучении и воспитании подрастающего поколения зависит от таких черт, как направленность, сформированность ряда эмоционально- ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.