Образование » Разработка методических рекомендаций для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики » Пути активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении математики

Пути активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении математики

Страница 4

Рассмотрим требования к разработке системы познавательных заданий исторического характера. К ним относятся:

– глубокая научность материала заданий;

– органическая связь с программой по математике;

– направленность заданий на приобретение новых знаний, на повторение и закрепление их, на использование различных источников и методов исследования;

– задания по возможности должны носить проблемный характер, ориентировать на самостоятельный поиск, исследование и вызывать повышенный интерес.

Карчёва Г.П. предлагает общий план подготовки к урокам, на которых есть возможность использовать исторический материал для активизации познавательной деятельности школьников:

– определить место исторического материала при изучении темы;

– установить, с какими элементами данной темы или группы тем допустимо связать использование исторического материала;

– определить место исторического материала на уроке, возможность использования его на протяжении всего урока или фрагментарно;

– отобрать из известных средств реализации те, которые могут быть использованы наиболее результативно на данном уроке;

К формам включения историко-математического материала на уроке относятся:

– исторические отступления на уроке (беседа 2-10 минут);

– сообщение исторических сведений, органически связанных с программным материалом;

– специальные уроки по истории математики.

Решение творческих задач разной степени трудности обеспечивает всем детям развитие мышления. Так, дети, хорошо успевающие, смогут в ещё большей степени развернуть свои творческие способности в условиях решения нестандартных задач, требующих сообразительности и находчивости. А дети, слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, но относительно лёгкие, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинять их определённому плану.

Обсуждая разные варианты поиска путей решения задач, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой план и отвергают другие планы. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются успешными и верными, а другие – неуспешными, ошибочными. Помимо намерения добиться успешного результата появляются познавательный интерес, стремление обнаружить причины получения успешного результата. Возникновение познавательного интереса ценно для развития личности младшего школьника. Устойчивость этого интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний.

Приёмы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе: игры, загадки, ребусы, головоломки, занимательные задачи, творческие работы, прослушивание грамзаписей, просмотр диафильмов и т. д. Применение каждого вида работы зависит от темы урока. Очень активизирует работу учащихся отгадывание загадок. Загадка — жанр народного творчества, который относится к малым фольклорным формам. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления. Рекомендуется предлагать их детям ежедневно. Учащиеся с большим удовольствием отгадывают их. Но среди загадок встречаются и такие, которые дети затрудняются отгадать. В этом случае им требуется разъяснить смысл загадки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Развитие памяти младшего школьника
Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Память позволя ...

Игры на уроке
Игры проводимые на уроках играют важную роль в активизации познавательной деятельности учащихся. 1. Ситуационные ИГРЫ - каждая из специально созданных микрогрупп рассматривает предложенную ситуацию, изучает источники и готовит свой вариант решения, который и предлагается для обсуждения на пленуме. ...

Организация как функция менеджмента
Как отмечает Сидорова Л.К. организация - единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы. Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю. определ ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru