Познавательные задания очень многообразны. Они включают сообщения о фактах окружающей жизни; сведения о событиях в мире; политических, общественных, спортивных, культурных и многих других; организацию чтения книг, журналов, газет и другие.
Подбирая то или иное задание, необходимо помнить о психологических особенностях младших школьников. Поэтому оно должно быть эмоционально окрашенным, доступным по изложению, красочно оформленным, имеющим элементы занимательности, содержащим сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.
Чтобы быть привлекательными и интересными для детей данного возраста, познавательные задания должны отвечать следующими требованиями.
Во-первых, задания должны быть достаточно разнообразными, чтобы постоянно вызывать интерес детей. Для этого можно вести картотеку познавательных заданий.
Во-вторых, необходимы наглядность, яркость, красочность оформления всех заданий. Можно использовать сказочных героев, которые приходят к детям, или необычные элементы: шапочки, рисунки, музыка, таинственные знаки, вещи, принадлежащие героям разных сказок в «сказочной шкатулке». Дети младшего школьного возраста эмоциональны, динамичны, чувствительны. Красочные элементы познавательных дел больше привлекут их на первых порах, чем само содержание, но постепенно появится вкус к познанию, к поиску познавательного материала.
Очень важным условием является обращение к занимательным (игровым) формам познавательной деятельности. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребёнка. Потому, что увлечь детей, приохотить к сложной математической деятельности, необходимо начинать с игровых, занимательных форм, чтобы потом, когда интерес будет сформирован, и удовольствие будет доставлять сам процесс познания, можно переходить к более серьёзным формам. Но это уже 3-4 класс. Использование занимательных форм создаёт радостный психологический настрой.
Неослабевающий интерес учеников всегда вызывает проблемное обучение. Проблемное обучение — это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Для этого необходимо действие двух факторов: возникновение познавательной потребности и овладение новыми знаниями.
Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
Большую роль в развитии школьников играют познавательные задания исторического характера. Задания данного вида имеют определённые методические и педагогические цели: установление диалектической взаимосвязи между историей страны и края, раскрытие причинной – следственных связей, закономерностей исторического процесса, углубление, расширение, конкретизация, повторение и закрепление знаний по предмету. Кроме того, эти задания являются средством активизации познавательной деятельности, способствуют установлению связи между учебной и внеучебной работой, приобщению учащихся к самостоятельному творческому труду. Знакомство с историей науки существенно влияет на более глубокое усвоение основных научных понятий и даёт возможность правильно формировать представление о закономерности развития математической науки, эмоционально настраивать учащихся на положительное восприятие культурного наследия.
Состояние работы по обучению детей созданию непредметных
образов
В ходе анализа планов воспитателей оказалось, что в учебных планах представлено лишь традиционное (предметное) рисование. Запланировано по 2 занятия по изобразительной деятельности по 25 мин. в неделю, всего - 50 минут в неделю. Таким образом, у 100% исследуемых воспитателей в вариативной части про ...
Проявления функциональной доминантности полушарий
При рождении человека каждое из двух полушарий имеет потенциал контролировать большинство, а возможно, и все виды функций организма. Однако полушария вскоре начинают «специализироваться»: у большинства людей – тех, кто пишет правой рукой, – левое полушарие отвечает за речь, логическую обработку инф ...
Роль сказок в процессе обучения младших школьников
В психологических тренингах для педагогов и школьных психологов оказалось весьма продуктивным использование приемов работы и с любимыми и не любимыми сказками. Продуктивным, прежде всего в плане творческого переосмысления участниками не только своих отношений к героям сказки, но порой актуально сущ ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.