Образование » Разработка методических рекомендаций для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики » Пути активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении математики

Пути активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении математики

Страница 2

Познавательные задания очень многообразны. Они включают сообщения о фактах окружающей жизни; сведения о событиях в мире; политических, общественных, спортивных, культурных и многих других; организацию чтения книг, журналов, газет и другие.

Подбирая то или иное задание, необходимо помнить о психологических особенностях младших школьников. Поэтому оно должно быть эмоционально окрашенным, доступным по изложению, красочно оформленным, имеющим элементы занимательности, содержащим сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.

Чтобы быть привлекательными и интересными для детей данного возраста, познавательные задания должны отвечать следующими требованиями.

Во-первых, задания должны быть достаточно разнообразными, чтобы постоянно вызывать интерес детей. Для этого можно вести картотеку познавательных заданий.

Во-вторых, необходимы наглядность, яркость, красочность оформления всех заданий. Можно использовать сказочных героев, которые приходят к детям, или необычные элементы: шапочки, рисунки, музыка, таинственные знаки, вещи, принадлежащие героям разных сказок в «сказочной шкатулке». Дети младшего школьного возраста эмоциональны, динамичны, чувствительны. Красочные элементы познавательных дел больше привлекут их на первых порах, чем само содержание, но постепенно появится вкус к познанию, к поиску познавательного материала.

Очень важным условием является обращение к занимательным (игровым) формам познавательной деятельности. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребёнка. Потому, что увлечь детей, приохотить к сложной математической деятельности, необходимо начинать с игровых, занимательных форм, чтобы потом, когда интерес будет сформирован, и удовольствие будет доставлять сам процесс познания, можно переходить к более серьёзным формам. Но это уже 3-4 класс. Использование занимательных форм создаёт радостный психологический настрой.

Неослабевающий интерес учеников всегда вызывает проблемное обучение. Проблемное обучение — это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Для этого необходимо действие двух факторов: возникновение познавательной потребности и овладение новыми знаниями.

Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

Большую роль в развитии школьников играют познавательные задания исторического характера. Задания данного вида имеют определённые методические и педагогические цели: установление диалектической взаимосвязи между историей страны и края, раскрытие причинной – следственных связей, закономерностей исторического процесса, углубление, расширение, конкретизация, повторение и закрепление знаний по предмету. Кроме того, эти задания являются средством активизации познавательной деятельности, способствуют установлению связи между учебной и внеучебной работой, приобщению учащихся к самостоятельному творческому труду. Знакомство с историей науки существенно влияет на более глубокое усвоение основных научных понятий и даёт возможность правильно формировать представление о закономерности развития математической науки, эмоционально настраивать учащихся на положительное восприятие культурного наследия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Понятия. Значение диагностики. Сущность и содержание педагогической диагностики
Диагноз – распознание любого отклонения от нормального функционирования или развития и даже как определение состояния конкретного объекта (группы, воспитанника, семьи, конкретного лица). Диагностика – область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценк ...

Инновационный подход к организации воспитательной работы в школе - интернате
Для понимания темы рассмотрим некоторые определения: Шайденко Н.А. и Подзолков В.Г. рассматривают Воспитательную работу как систему специальных приемов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков. Комаров В.В. считает, что Воспитательная система это развивающийся во времен ...

Пути развития классического университета Украины за годы независимости
Коренные преобразования в содержании высшего образования связаны с разработкой и внедрением в 1988-93 гг. новых учебных планов, в которых реализован дифференцированный подход к подготовке специалистов для педагогической, производственной и научно-исследовательской деятельности. Существование этих п ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru