Помыслить нечто как вещь, значит, определить его и отделить от всего остального. Основная особенность вещи состоит в том, что она всякий раз целиком присутствует во всех своих аспектах, свойствах и отношениях. При подобном подходе, когда строится изображение чего-то, как вещи, любые события описываются как поведение различных объектов, каждый из которых задан своим базовым набором свойств .
В данном случае – это конкретный урок, который надо изобразить как вещь. Для этого нужно:
Отделить его от всего остального, т.е. построить границы, отделяющие этот конкретный урок от предыдущего, следующего и домашней работы. Мы не можем один урок представить независимо от других, потому что он является частью общей учебной программы. Тем не менее, задать границы все-таки можно.
На этом уроке действие отделения делает учитель в начале и в конце урока. В начале:
Учитель: “Ребята, чем мы с вами занимались на прошлом уроке?
Учитель: “Какая же из этих записей правильная?”
Именно этими двумя вопросами педагог отделяет новый урок от прошлого. На прошлом – измеряли фигуры и получили различные записи вместе с учителем, а на этом, нужно самим воспроизвести, вспомнить, оценить правильность и сравнивать эти записи (то есть, один и тот же предмет переносится с прошлого урока на этот).
В конце урока учитель подводит итог всего сказанного детьми, указывает на нужную запись еще раз и дает задание, которое дети будут выполнять дома в соответствии с выводом учителя, т. е. пользуясь третьей записью. Таким образом, вопрос о правильности и удобстве записей исчерпан, граница задана: на уроке – производили действие сравнения и выявления самой удобной и правильной записи, а дома будут просто измерять. Для учителя важно, чтобы дети перенесли с урока на домашнюю работу правильный способ записи результата измерения, детям важно – правильно измерить и получить верный результат.
Для представления урока, как вещи, нужно выделить элементы, их свойства и отношения между всеми элементами (частями) и их свойствами.
Возможно много вариантов выделения различных элементов урока, но достаточно обоснованных правил для выбора нет. Мы выделили: детей (каждого в отдельности), учителя и предметный материал.
Выделить свойства элементов. Какими же свойствами можно наделить детей, учителя и предметный материал?
К свойствам ребенка отнесем готовность воспринимать задание учителя, отвечать другим детям, работать с предметным материалом, выделять критерии удобства записей. Также будем учитывать количество мнений, которые ребенок может удержать, участвуя в коммуникации, в число которых включаем его собственное, если он его удерживает (Вика – 3 мнения, Настя – 1, Вероника – 4 и т. д.).
К свойствам материала отнесем те действия, которые можно с ним совершать - оценивать, сравнивать.
Учитель обладает свойством задавать переходные вопросы, которые переводят от одного аспекта объекта к другому (от воспроизведения к правильности). Также учитель удерживает коммуникацию: озвучивает громко то, что говорит ребенок, связывает речь детей, обращая их внимание друг на друга (Коля и Оля), прежде чем высказать свою точку зрения просит отнестись к высказанному мнению.
Правила организации занятий гимнастикой с детьми, имеющими нарушение осанки
Наиболее часто встречающаяся рекомендация – проводить занятия групповым методом по 10-15 человек. Наиболее распространен в работе с дошкольниками метод: игровой. Для комплектования групп обязательно учитывается вид нарушения осанки и возраст ребенка. Так, для дошкольников возрастной шаг не должен п ...
Результаты педагогического эксперимента по внедрению компетентностного подхода
Апробация материалов исследования с учениками 11-х классов проводилась на базе МОУ СОШ №24 города Красноярска. На начальном этапе был проведен тест, который помог нам сформировать представление об уровне развития компетентностей. Тест представлял собой работу из двенадцати заданий, на некоторые из ...
Анализ опыта создания экологического пространства в ДОУ
Практическая работа осуществлялась нами на базе ДОУ №22. Рассмотрим, какое экологическое пространство создано в данном дошкольном учреждении для ознакомления детей с природой Забайкальского края. Ознакомление детей с природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.