Образование » Новые схемы анализа как средство описания практики развивающего обучения » Представление урока в рамках категории Вещи

Представление урока в рамках категории Вещи

Страница 1

Помыслить нечто как вещь, значит, определить его и отделить от всего остального. Основная особенность вещи состоит в том, что она всякий раз целиком присутствует во всех своих аспектах, свойствах и отношениях. При подобном подходе, когда строится изображение чего-то, как вещи, любые события описываются как поведение различных объектов, каждый из которых задан своим базовым набором свойств .

В данном случае – это конкретный урок, который надо изобразить как вещь. Для этого нужно:

Отделить его от всего остального, т.е. построить границы, отделяющие этот конкретный урок от предыдущего, следующего и домашней работы. Мы не можем один урок представить независимо от других, потому что он является частью общей учебной программы. Тем не менее, задать границы все-таки можно.

На этом уроке действие отделения делает учитель в начале и в конце урока. В начале:

Учитель: “Ребята, чем мы с вами занимались на прошлом уроке?

Учитель: “Какая же из этих записей правильная?”

Именно этими двумя вопросами педагог отделяет новый урок от прошлого. На прошлом – измеряли фигуры и получили различные записи вместе с учителем, а на этом, нужно самим воспроизвести, вспомнить, оценить правильность и сравнивать эти записи (то есть, один и тот же предмет переносится с прошлого урока на этот).

В конце урока учитель подводит итог всего сказанного детьми, указывает на нужную запись еще раз и дает задание, которое дети будут выполнять дома в соответствии с выводом учителя, т. е. пользуясь третьей записью. Таким образом, вопрос о правильности и удобстве записей исчерпан, граница задана: на уроке – производили действие сравнения и выявления самой удобной и правильной записи, а дома будут просто измерять. Для учителя важно, чтобы дети перенесли с урока на домашнюю работу правильный способ записи результата измерения, детям важно – правильно измерить и получить верный результат.

Для представления урока, как вещи, нужно выделить элементы, их свойства и отношения между всеми элементами (частями) и их свойствами.

Возможно много вариантов выделения различных элементов урока, но достаточно обоснованных правил для выбора нет. Мы выделили: детей (каждого в отдельности), учителя и предметный материал.

Выделить свойства элементов. Какими же свойствами можно наделить детей, учителя и предметный материал?

К свойствам ребенка отнесем готовность воспринимать задание учителя, отвечать другим детям, работать с предметным материалом, выделять критерии удобства записей. Также будем учитывать количество мнений, которые ребенок может удержать, участвуя в коммуникации, в число которых включаем его собственное, если он его удерживает (Вика – 3 мнения, Настя – 1, Вероника – 4 и т. д.).

К свойствам материала отнесем те действия, которые можно с ним совершать - оценивать, сравнивать.

Учитель обладает свойством задавать переходные вопросы, которые переводят от одного аспекта объекта к другому (от воспроизведения к правильности). Также учитель удерживает коммуникацию: озвучивает громко то, что говорит ребенок, связывает речь детей, обращая их внимание друг на друга (Коля и Оля), прежде чем высказать свою точку зрения просит отнестись к высказанному мнению.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Педагогические теории эпохи Просвещения
Педагогические идеи конца XVII – начала XVIII в. исходят из необходимости изменения воспитания на основе реализации «естественных прав» человека – свободы, равенства, братства – путем просвещения. Так, английский философ, просветитель и государственный деятель Джон Локк (1632–1704), получивший блес ...

Виды игр при обучении экономике
Ролевая игра как стратегия обучения дает возможность оформления учебного процесса в виде игровой деятельности и имитации конфликтных ситуаций из жизни общества. Особый дидактико-методический интерес к ролевой игре обусловлен предположением, что существует прямая связь между ролевой игрой и жизненны ...

Принцип монизма
Теория развивающего обучения В. В. Давыдова [8] основывается на гипотезе Л. С. Выготского [5] о том, что обучение определяет характер психического развития учащихся. Развитие, по словам Выготского, осуществляется на культурно-историческом материале. Взрослые создают такие условия (социальная ситуац ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru