Образование » Новые схемы анализа как средство описания практики развивающего обучения » Представление урока в рамках категории Вещи

Представление урока в рамках категории Вещи

Страница 2

Отношения между всеми элементами (частями) и их свойствами можно изобразить в следующей схеме:

Учебный

материал

Рис. 3.1

- ребенок.

- учитель.

- взаимодействие.

Как видно на рисунке 3.1., ребенка во время работы на уроке можно отнести к трем различным типам:

Взаимодействует с учителем, с другими детьми и с учебным материалом. (Вероника, Оля)

Взаимодействует с учителем и с другими детьми.

Взаимодействует только с учителем (Коля).

Таким образом, для выделения основы категории вещи мы воспользовались категориями, положенными в основание развития человека (общность, сознание, практика). Элементы урока – часть общности (учитель, ученики), свойства элементов – часть сознания (мы смогли выделить эти свойства, так как человек существо сознательное, рефлексивное), отношение между элементами и их свойствами – часть практики (совместной деятельности в ходе которой люди вступают в общение и взаимодействие друг с другом).

Итак, мы попытались построить изображение урока как вещи. Достаточно ли полно наше построение? Что же осталось «за кадром», что не вошло в наше построение и почему? Проведем соответствие объекта (реального урока с его частями) и изображения (нами построенного с его компонентами).

Описывая содержание урока, как вещи, мы не ввели хронотоп урока (пространство и время). С этой позиции, урок – это целое, состоящие их трех частей: граница, основная часть, граница (5-7 минут, 25-30, 5-7)

Анализируя получившееся изображение, мы видим, что есть группа-лидер (6 человек: Вероника, Оля, Коля, Вика, Катя, Настя). Эти дети активно участвуют в коммуникации, дискутируют о правильности и удобстве записи, а есть все остальные, которые лишь вспоминают, что они делали на прошлом уроке. Группа-лидер – это функциональный орган класса, и она сформировалась не на одном уроке, это происходило постепенно в течение первого года обучения. Как это происходило и почему именно эти дети оказались в группе-лидер? На этот вопрос в рамках данной категории мы ответить не можем, потому что при описании урока как вещи элементы остаются неизменными в своих свойствах.

Важно ли для урока РО наличие такого компонента, как группа-лидер, и будет ли существенным упущением его отсутствие в нашем изображении? Появление в классе группы-лидер означает, что учителю удалось построить принятие детьми учебной задачи, если группа-лидер не выявилась, значит, этого не произошло, и мы не можем назвать этот урок уроком РО.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Профессионально обусловленные требования к личности педагога
Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практичес ...

Методы организации практической деятельности учащихся
Деятельность является основным источником приобретения учениками опыта социальных отношений и социального поведения. Каждая деятельность состоит из операций и действий. Операции – это процессы, цели которых заключаются в действии, чьим элементом они являются. Действия – это процессы, мотивы которых ...

Лингвистические основы обучения письму детей с ТНР
Процесс обучения письму учитывает не только психологические, психофизические особенности тех, кто осваивает письменную речь, но и специфику самой речи, в частности, ее письменность. Иными словами, обучение письму может быть успешным в том случае, если методика принимает во внимание и лингвистически ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru