Образование » Воспитание выразительности и координации движений в художественной гимнастике посредством применения музыкальных игр и танцев » Определение выразительности движений

Определение выразительности движений

Страница 1

Еще в античном мире танцы, физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений.

Большое влияние на развитие музыкально-двигательной культуры оказала система Франсуа Дельсарта, который пытался установить определенную взаимосвязь между эмоциональными переживаниями человека и его жестами, мимикой. Работы Дельсарта и его последователей легли в основу теории выразительного движения и оказали влияние на развитие пантомимы, классического танца, послужив фундаментом для создания одного из направлений в гимнастике - ритмопластического.

Теория выразительности двигательного навыка легла в основу гимнастики Л.Н. Алексеевой. В ее системе "гармонической гимнастики" уделялось большое внимание этюдной работе импровизации, пантомиме и танцу.

Среди явлений, вызвавших повышенный интерес к гимнастике, культуре движений, выразительной пластике, нельзя не упомянуть Айседору Дункан.

Художественная гимнастика - один из немногих видов спорта, предметом обучения и оценки которых является искусство выразительного движения. Несмотря на явную гимнастическую специфичность, понятие "выразительное движение" относится к области психологии. Этим термином в психологических исследованиях обозначается внешнее выражение психических состояний, особенно эмоциональных, в мимике и экспрессии.

О. Елизарова относит выразительность движений к эстетической стороне физических упражнений. Автор отмечает, что для обеспечения выразительности движений требуется высокая техника их выполнения, т.е. совершенное владение навыками, когда все элементы движения доведены до автоматизма. Это достигается при высокой степени совершенства, управлением движениями, когда сознание спортсмена устремлено не столько на технику выполнения, сколько на придание ему эстетического образа.

Высокая степень владения искусством выразительного гимнастического движения проявляется в способности спортсменок точно передавать в процессе исполнения упражнений характер и эмоциональное содержание музыки, что в художественной гимнастике принято называть выразительностью.

Но современные произвольные упражнения, по словам З. Вербовой, стали очень сложными, появилось много новых своеобразных соединений и элементов. Интерпретация основных средств выразительности (таких, как прыжки, равновесия, повороты, взмахи, волны, наклоны) в композициях произвольных упражнений бесконечно разнообразна. Богатство разнообразия зависит от музыкального произведения и от индивидуальных возможностей гимнастки. Именно с помощью хореографии, по мнению Лисицкой Т., решается одна из основных и наиболее сложных задач становления мастерства в гимнастике - это проблема воспитания выразительности движений. Особенно высокие требования к ней предъявляются в художественной гимнастике, где спортсменки стремятся к более образному решению композиций, которое невозможно без знания устойчивых выразительных средств хореографической классики.

По мнению известного искусствоведа В. Ванслова"основную массу хореографических движений средств балета образуют движения и позы именно эмоционально выразительные".

Ряд авторов Кряж В.В., Вербова З., Костровицкая В., Писарева А., Евстратова Н.А. указывают, что способность к эмоциональному переживанию - это еще не выразительность, так как само проявление эмоциональности должно облекаться в прекрасную пластическую форму. Поэтому если форма не выработана, эмоции остаются без воплощения. Выразительность движений проявляется, казалось бы, в "мелочах" - хорошей осанке, красивом положении головы и выражении лица: без наклонов головы, без ее поворотов ни одна поза не имеет законченного вида, выразительность лица и глаз одухотворяет позы. Умение принять правильное положение рук: они принимают самые разнообразные положения, выражая своей пластикой детали эмоционального состояния гимнасток. С помощью рук создаются наиболее характерные черты стиля, детализируется и раскрывается содержание фрагмента. При сложных и стремительных поворотах руки подчинены условиям взятия "форса". Следовательно, выразительность - это качество, проявляющееся в хорошей технике, в правильной школе движений, это хороший "апломб" и темп во время вращений, элегантность, большая амплитуда при полной ясности эмоционального содержания.

Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей организма женщины, их склонности к мягким, плавным, выразительным движениям, выполняемым под музыкальное сопровождение. Установлено, что в отличие от других видов упражнений они основываются на принципах целостности, динамичности и танцевального характера исполнения .

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Личность учителя и педагогическая деятельность
В современной психолого-педагогической науке вопрос о влиянии личности воспитателя на процесс формирования личности ребенка рассматривается как ключевой и определяющий. Этой проблеме посвящены многие теоретические и экспериментальные исследования Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Н.В. Кузьминой, А.В. ...

Стихотворения А. Барто в чтении детей дошкольного возраста: актуальность и воспитательное значение
И сегодня, услышав имя Агнии Барто, человек любого возраста улыбается и произносит: Да-да, конечно, помню с детства: Уронили Мишку на пол, Оторвали Мишке лапу, Всё равно его не брошу, Потому что он - хороший. Основной принцип поэтессы - нравственное воспитание детей с помощью стихов, они легко запо ...

Коррекционная работа по воспитанию навыков чтения у детей с недостатками интеллекта
Цель этапа – проведение коррекционной работы по воспитанию навыков чтения у умственно отсталых учащихся 3 класса. Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава. При чтении небольших текстов имеется возможность обратить самое прис ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru