Целостность упражнений заключается в согласовании движений различными звеньями тела (симметричные, однонаправленные и разнонаправленные, асимметричные) выполняемых слитно и последовательно. Примером целостных упражнений служат "волна" и волнообразные движения, взмахи.
Динамичность заключается в способности гимнастки выполнять движения в соответствии с различным темпом, ритмом, амплитудой и силой музыкального сопровождения.
Танцевальный характер упражнения приобретают в связи с тем, что выполняются под музыкальное сопровождение. И благодаря этому содержат в себе эмоциональный заряд, передают характерные оттенки и средства выразительности сопровождаемой их музыки.
По утверждению Кулагиной И.Е., Елизаровой О., музыка и движение - трудно назвать более универсальное средство эстетического и нравственного воспитания ребенка. Движение облегчает восприятие и запоминание музыки, помогает запомнить движение. Все это постепенно воспитывает у детей чувство ритма, музыкальную память, развивает эстетический вкус.
Музыкальные акценты подчеркивают дополнительными движениями отдельных частей тела. Это могут быть акцентированные выразительные повороты головы, подчеркнутое смещение туловища и другие двигательные акценты, которые вносят в движения очень важные нюансы, устанавливающие эстетическую выразительность. В двигательных акцентах очень важно соблюсти меру эстетически выразительного выполнения. Для него характерно соответствие выраженности музыкального и двигательного акцентов.
При изучении упражнений художественной гимнастики важнее всего добиваться согласованности движений, составляющих упражнение, с его музыкальным материалом. Для двигательного аппарата эти упражнения полезны тем, что тренируют передвижение в разных направлениях. Особую пользу приносит необходимость ориентироваться в создаваемых композициях, в замысловатых рисунках составляющих упражнения.
Учитывая неразрывность понятий "музыка" и "движение", Лисицкой Т.С. установлено, что музыкальное произведение влияет на выбор выразительных средств: элементов мимики, пантомимики, выразительной окраски, прыжков, поворотов, равновесий, поз. Можно проиллюстрировать это на следующих примерах.
Музыка героического характера порождает целый ряд эмоциональных особенностей. В позах и движениях гимнасток это обычно выражается поднятой головой на вытянутой шее с твердым внимательным взглядом. Руки напряженно вытянуты, кисти продолжают их линию. Для всей позы характерны активность и устойчивость. Впечатление активности усиливается от положения на высоких полупальцах.
В музыке романтико-лирического характера, для которой характерно спокойное, созерцательное настроение с некоторой долей грусти, неудовлетворенности. В наибольшей степени настроение выражается в положении расслабленных с безвольно повисающей кистью руках. Исполнительницы принимают много низких положений - сидя, в стойке на коленях, полумосты. Полурасслабленность и пассивность поз подчеркиваются опорой на одну лишь ногу, в то время как другая - полусогнута, расслаблена.
Характер бравурных испанских, латиноамериканских танцев - страстный, ликующий и даже резкий - заставляет исполнительниц выдвигать вперед подбородок, вскидывать голову. Взгляд твердый, решительный. Положение рук конкретно: на поясе, бедре. Позы активны, поступательны, напряжены.
Методические рекомендации по развитию музыкального вкуса молодежи
Опытно-экспериментальная работа МБУ КДО «Праздник» по развитию музыкального вкуса молодежи позволила получить не только положительную динамику изменения уровня сформированности музыкального вкуса молодежи, но и сформулировать основные тезисы методических рекомендаций, по использованию опыта работы ...
Воспитательный процесс как объект педагогической диагностики
Для воспитания важно знать не только воспитанность детей, но и внешние условия, педагогические возможности детского коллектива, семьи, учителей, общественных воспитателей. Поэтому возникает вопрос о постоянной педагогической диагностике воспитательного процесса. Причем критериями качества воспитате ...
История зарождения
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о её существовании. Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - потребность жизни. Наступило ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.