При рождении человека каждое из двух полушарий имеет потенциал контролировать большинство, а возможно, и все виды функций организма. Однако полушария вскоре начинают «специализироваться»: у большинства людей – тех, кто пишет правой рукой, – левое полушарие отвечает за речь, логическую обработку информации и многое другое, включая движения правой стороны тела. Правое полушарие «контролирует» образное мышление, интуицию, творчество, воображение и является связующим звеном с чувствами. Предполагают также, что существует связь между правым полушарием и чувством юмора. Это же полушарие управляет движениями левой части тела. В то же время человек может преимущественно обрабатывать информацию при помощи левого или правого полушария либо являться представителем «смешанного мозга».
Обрабатывающие информацию в основном при помощи левого полушария любят иметь дело с проблемами, решаемыми логическим путем, и являются активными и разговорчивыми людьми. Скорее конформисты, они ищут точные факты и любят конструктивные предписания. Они скорее сделают выводы, чем произведут новые идеи, и, в сущности, они скорее улучшат существующий процесс или продукт, чем изобретут что-то новое. Им нравится работать в проблемно-ориентированных организациях, имеющих четкую структуру, налаженный контроль и ясно очерченный круг ответственности. Прежде организации и системы работы были по преимуществу «правомозговыми». «Многие системы, возможно, начали превращаться в «левомозговые» после Ф. Тэйлора, основателя научного менеджмента.
Периоды возрастного развития и формирование функциональной асимметрии полушарий
Периоды развития | ||||||
I |
II |
III |
IV | |||
Период |
Младенческий |
Ранний детский |
Дошкольный |
Школьный | ||
Ведущая деятельность |
Эмоциональное общение |
Предметная деятельность |
Игровая деятельность |
Учебная деятельность | ||
Психодинамическая периодизация психического развития | ||||||
З. Фрейд |
Оральный |
Анальный |
Фаллический |
Генитальный | ||
Э. Эриксон |
Доверие против закрытости |
Автономность против зависимости |
Инициатива против чувства вины |
Трудолюбие против чувства не полноценности | ||
Э. Берн / Литвак |
Ты +/- |
Я +/- |
Они +/- |
Труд +/- | ||
В. Шутс |
Присоединение |
Контроль |
Открытость | |||
Периодизация когнитивного развития | ||||||
Стадия развития по Пиаже |
Сенсомоторная |
Предоперациональная |
Конкретных операций |
Формальных операций | ||
Вид мышления |
Предметно-действенное |
Наглядно-образное |
Теоретическое или абстрактное | |||
Тип отражения |
Конкретно-чувственный |
Абстрактно-обобщенный | ||||
Компоненты ментальной стратегии |
Экстраверсия I |
Рациональность P |
ЭтикаT |
сенсорика N | ||
Периодизация развития межполушарного взаимодействия | ||||||
Ведущий тип полушарной организации |
Правополушарный |
Левополушарный |
Баланс лево- и правополушарного. Формирование индивидуальной стратегии | |||
Развитие функциональной асимметрии |
Дифференциация функций между левым и правым полушарием |
Дифференциация между ассоциативными и проекционными областями | ||||
Формирование ценности здорового образа жизни у воспитанников президентского кадетского училища
Проведенные в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состоянии здоровья молодого поколения России. По данным НИИ социологической гигиены и организации здравоохранения в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Одной из основных причин сложившегося п ...
Образовательная среда
Каждому ребенку, для развития и самореализации нужна образовательная среда, включающая: организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы; предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий (при снятии эмоционального напряжения в связи с боязнью ...
Парадигма образования
Образование – осуществляемый в образовательных учреждениях или самостоятельно процесс овладения системой знаний, человеческой культурой в целом, процесс развития и становления личности, а также результат этого процесса – определённый уровень овладения культурой (образованности), развитие личности в ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.