Образование » Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми » Формирование готовности овладению навыками письма

Формирование готовности овладению навыками письма

Страница 1

Целенаправленная коррекционная работа по формированию готовности к овладению навы­ками письма является важным начальным этапом подготовки умствен­но отсталых детей к школьно­му обучению. При обучении умствен­но отсталых детей учитываются их воз­растные возможности и индивидуаль­ные особенности. На каждом этапе выделены основные направления коррекционной работы, которые с каж­дым годом усложняются:

1. Развитие мелкой моторики и зри­тельно-двигательной координации.

С детьми проводились гимнастика для пальцев и кистей рук, упражнения с мелкими и сыпучими материалами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию различных видов засте­жек, шнуровке и т.д.

2. Развитие внимания и зрительного восприятия.

Работа в данном направлении осуще­ствляется последовательно: детей учили следить взглядом за перемещением предметов, обучали различать геометри­ческие формы, воссоздавать целостное изображение предмета по образцу, сравнивать и выкладывать по линейке трафареты различных форм и размеров.

3. Формирование и развитие про­странственной ориентировки.

Детей учат сначала ориентиро­ваться на различных плоскостях (дос­ка, мольберт и т.п.), затем на листах бумаги, расставлять предметы (тра­фареты), следить за их перемещени­ем и определять направления движе­ний руки на листе бумаги.

4. Развитие слухомоторной коор­динации, формирование взаимосвя­зи слухового внимания и графичес­кого навыка.

Важным здесь было научить де­тей воспринимать и дифференциро­вать предметы и явления по звуко­вым характеристикам, а затем вы­полнять различные графические за­дания.

5. Формирование базовых графи­ческих навыков.

Детей обучали проводить различ­ные линии по подражанию действи­ям педагога, а затем по предложенно­му образцу; копировать, дорисовы­вать, обводить, штриховать контуры предметов, выполнять задания по ре­чевой инструкции на листах бумаги и в тетрадях.

А теперь рассмотрим подробнее работу с детьми на начальных этапах обучения.

Первый этап (Первый год обучения)

1.Развитие движений рук по под­ражанию действиям педагога, зрительно — двигательной коор­динации и предметных действий

• обучение плавным движениям рук в заданном направлении с целью расслабления мышц кистей рук. При этом использовались упраж­нения: «Погладим котенка» — плавные движения рукой слева на­право, «Покрасим стену» — плав­ные движения рукой сверху вниз и снизу вверх, «Птичка клюет зер­нышки» — локти фиксированы на столе — движение кистями вверх-вниз с подключением кистевого замаха — «птички машут крылья­ми»;

• формирование умения удерживать позу пальцев и кистей рук. Исполь­зовались пальчиковые игры: «Ко­лечко», «Коза», «Деревья» — паль­цы раздвинуты максимально и удерживание этой позы на счет, «Флажок», «Бочонок» — пальцы согнуты в кулак, «Стол», «Стул» и др. На каждом занятии предлага­лось 2—3 задания на удержание позы пальцев кистей и рук;

• тренировка активных движений кистей, развитие движений хвата­ния, действия по подражанию дей­ствиям взрослого — хватание сна­чала крупных предметов, а затем мелких, учитывая их форму и ве­личину, прочно захватывать и дли­тельно удерживать их в руке. При этом с детьми проводились следу­ющие игры: «Поймай мяч», «Пере­ложи игрушки», «Прокати шари­ки», «Покатай матрешки», «Спрячь игрушки», «Опусти фиш­ку в сосуд» и т.д.;

• активизация движений кистей рук по подражанию действиям взрос­лого, смена скорости движений рук, чередование движений сжа­тия и разжатия кулачков, соблюде­ние ритма чередования движений рук. Этому способствовали паль­чиковые игры и упражнения: «По­играем на пианино», «Обезьянки», «Запусти волчок», «Кулачок—ла­дошка». В работе с детьми исполь­зовались резиновые пищащие иг­рушки (важно, чтобы они не были слишком жесткими, что приведет к чрезмерному напряжению кисти руки);

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Цели и задачи курса общей химии
Химия как учебный предмет средней школы, наряду с другими предметами, формирует личность учащихся. Для достижения этой главной цели, стоящей перед школой, обучение химии ставит перед собой задачи, решение которых осуществляется с позиций единства образовательной, воспитательной и развивающей функци ...

Классификация и структура мотивов учения
Изучая учебную мотивацию, центральным вопросом становится вопрос о видах мотивов учения. Мотив учения понимается как направленность активности (деятельности) учащегося на те или иные стороны учебной деятельности. Существует несколько классификаций мотивов учения. По мнению Л.И. Божович, мотивы учен ...

Цели, задачи, этапы работы с семьями, воспитывающих детей с нарушением слуха
Рождение ребенка с проблемами в развитии, как отмечалось выше, вносит определенную степень напряженности в отношения между супругами. Этим объясняется необходимость психологической и коррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с нарушением слуха. Цели и задачи, решаемые педагогами в процес ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru