Образование » Развитие толерантности в системе образования - как объективная потребность современного общества » Формирование толерантности у младших школьников

Формирование толерантности у младших школьников

Определив в процессе проведения констатирующего эксперимента цель дальнейшего исследования, был составлен тематический план кружка «Я, ты, мы – семья».

Нужно отметить, что кружок даёт возможность педагогу проводить работу целенаправленно, сочетать групповые формы работы с индивидуальной, формировать познавательную активность учащихся. Деятельность кружка, являясь одной из форм внеклассной работы, как правило, направлена на достижение тех же задач, что и урок, но на ином, конкретном материале и иными средствами.

Ведущая роль в организации работы кружков в школах и внешкольных учреждениях отводится учителю, руководителю кружка. В зависимости от изучаемой программы, её содержания, специфики и особенностей, состава кружка, конкретных местных условий учитель намечает объекты исследования, определяет формы и методы работы.

Повышение интереса учащихся к занятиям кружка – это повседневная забота руководителя- педагога. Этому способствует знание различных методов и приёмов работы, умелое сочетание и чередование занятий теоретического и практического характера. Результативность работы кружка будет зависеть от того, насколько руководитель информирован об индивидуальных особенностях, интересов и успеваемости в школе участников кружка.

Руководители кружков должны обязательно, особенно при проведении внеклассных мероприятий, координировать работу кружка со школьными программами. Это поможет решению образовательных задач, более глубокому усвоению учебного материала, развитию познавательной деятельности и творчества учащихся. Решающее значение для организации работы кружка имеет предварительная самоподготовка учителя, его знания основ педагогики и психологии. Исходя из этого, и была организована работа кружка «Я, ты, мы – семья», соответственно составленного плана. Занятия в кружке «Я, ты, мы – семья» проводились один раз в неделю. Кружок был организован на базе 3 «А» класса, в работе кружка принимали участие все ученики. В работе педагог использовала методические разработки Свирской Л., Пчелинцевой И. и других и других. Руководитель кружка, Сергеева С.В., организовала работу таким образом, что каждый тематический блок завершался тематическими мероприятиями, которые давали возможность ребятам показать свои знания и умения, а педагогу заметить более слабых ребят. Это такие мероприятия как «Нам хорошо, когда мы вместе», «Ты и мир вокруг нас» и других. Следует отметить, что некоторые мероприятия проводились совместно с учащимися 3 «В» класса. Контрольный опрос по теме «Ты и мир вокруг тебя», как итоговое занятие был проведён по одной схеме, с той лишь разницей, что у учащихся 3 «А» класса закрепление знаний велось в процессе внеклассного мероприятия, а у учащихся 3 «В» класса закрепление имело более теоретический характер. Занятия в 3 «В» классе велись соответственно программе, проводилась индивидуальная работа со слабыми учащимися. Всё это позволило провести анализ проделанной работы на этапе контрольного эксперимента, цель которого выявить степень сформированности качества после формирующего эксперимента и сравнение их с результатами констатирующего эксперимента.

Также велось наблюдение за поведением детей группы риска, как в 3 «А» классе, так и в 3 «В». Наблюдение проводилось в течение длительного времени, во время перемен, в процессе игр, которые проводились на воздухе, во время уроков физкультуры и т.д.

Например, во время проведения игры «Казаки-разбойники», Любокиевский Андрей помог девочке своего класса освободиться от «разбойников», при этом ни с кем не подрался, а просто проявил смекалку, объяснив свое поведение впоследствии так: «Она же в нашей команде, а своим надо помогать, но драться я не буду, потому что я сильнее тех мальчишек и не должен их обижать». На вопрос: «А если бы и тебя «разбойники» поймали, чтобы ты делал? Защищал бы своих друзей?», Андрей ответил: «Я бы потерпел, пока они устанут нас охранять, и тогда бы с друзьями убежал». А вот Урито Иван из 3 «В» класса, наоборот проявил в этой игре агрессивность, и на вопрос: «Почему ты так ведешь себя? Это же игра» ответил: «Ну и что? Пусть не трогают меня, я их не собираюсь терпеть, подумаешь! Еще брата позову, он им покажет!». Игра проводилась в период, когда дети отдыхали на большой перемене, на воздухе. По нашему мнению, дети из 3 «А» класса показали себя более терпимыми и правила игры не нарушали, соперников старались не обидеть, а вот дети 3 «В» класса проявили с одной стороны некоторую агрессивность, а с другой показали равнодушие, не пытались помочь товарищам, которые попали к «разбойникам». Еще следует отметить, что дети из группы риска имеют проблемы в семье, их родители практически не уделяют внимания воспитанию детей, вся нагрузка падает на классного руководителя, тем не менее и Любокиевский Андрей и Степанов Денис более терпимы к окружающим, даже слабая успеваемость не делает их агрессивными, ребята в классе стараются им всегда помочь и они идут им навстречу. А вот в 3 «В» классе Урито Иван не хочет слушать никого, по его мнению, наличие у него старшего брата позволяет вести себя так, как ему хочется, хотя семья у них не относится к числу неблагополучных. В процессе наблюдений и бесед с ним выяснилось, что такой настрой у них в семье норма, т.е. решение проблем с позиции силы в семье приветствуется и мальчик уверен, что так и должно быть. Классному руководителю предложено было провести беседу с родителями, так как проявление агрессии и нетерпимости к другим, к их мнению впоследствии может послужить возникновению проблем в общении с другими людьми. Кстати, на вопрос о том, подаст ли он руку чернокожему ученику, если тот учится в их классе, Иван ответил: «Я же не в Америке живу, только там негры есть, у нас им делать нечего.»

Похожие публикации:

Цель, задачи, методика констатирующего педагогического эксперимента
Цель констатирующего педагогического эксперимента: определить готовность детей и воспитателей к непредметному рисованию с целью развития творчества детей. Задачи, при помощи которых достигалась цель: Выявить условия и возможности обучения детей старшего дошкольного возраста созданию непредметных об ...

Анализ психолого-педагогических исследований по формированию знаний о величине детей дошкольного возраста
Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ...

Методики исследования внимания и восприятия
1. Корректурная проба. Данная методика впервые предложена Bourdon в 1895 г. Она используется для исследования устойчивости внимания и способности к его концентрации. Корректурная проба очень проста и не требует специальных приспособлений, кроме бланков и секундомера. Бланки представляют собой ряды ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru