Образование » Анализ программ специальной технологии » Средства теоретического обучения

Средства теоретического обучения

Страница 1

Средства обучения являются важным компонентом процесса обучения, который включает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся. Эта деятельность связана с применением определенных средств — слово преподавателя, текст книги, оборудование, приборы, учебные принадлежности, наглядные пособия и т. д. Все это принято называть средствами обучения.

Виды средств обучения весьма разнообразны, их состав зависит от уровня развития науки и техники.

Для выяснения дидактических функций средств обучения необходимо исходить из закономерностей познавательного процесса. В правильно организованном учебном познании преподаватель обязан дать учащимся возможность чувственного восприятия изучаемых объектов, явлений, процессов. Однако сами эти явления и объекты далеко не всегда могут быть непосредственно предъявлены учащимся для изучения или показаны в учебном помещении (электрический ток, доменная печь, внутреннее устройство механизма, процессы, происходящие очень быстро или очень медленно, и т. п.). В этих случаях преподаватель использует средства обучения – рисунки, схемы, модели, макеты для опосредованного воспроизведения изучаемых объектов, процессов, явлений. Таким образом, средства обучения являются незаменимыми источниками информации на стадии чувственного восприятия изучаемых явлений, объектов, процессов.

Применение средств обучения, когда часть функций преподавателя передается им, определенным образом влияет на организацию и методику учебного процесса, на методы организации познавательной деятельности учащихся и руководства ею.

Слово преподавателя, несмотря на его огромное значение в учебном процессе, в данном случае перестает быть единственным источником информации. Уменьшается удельный вес устного опроса на уроке, его в значительной степени заменяет работа учащихся с применением контролирующих машин, экзаменаторов. Изменяется характер деятельности учащихся по изучению материала на различных этапах учебной работы.

Просмотр учебных видеофильмов, демонстрация их в целях подведения итогов изучения темы, работа на репетиторе и тренажере – это вносит особенности в организацию учебных занятий и методы обучения. В деятельности преподавателя преобладающим становится руководство познавательной деятельностью учащихся. Однако все это ни в коей мере не снижает роль преподавателя па руководству учебным процессом.

В процессе обучения не только передаются знания учащимся, но и осуществляется сложное воздействие личности преподавателя на них, в результате чего формируются их мировоззрение, нормы поведения, происходит становление характера. Поэтому центральной фигурой сложного и многогранного педагогического процесса был, есть и будет преподаватель. Все средства, в том числе и так называемые обучающие машины, – лишь орудия в руках преподавателя, увеличивающие возможности его воздействия на учащихся.

В настоящее время в системе профессионально–технического образования принят курс на комплексное методическое обеспечение учебно–воспитательного процесса учебной документацией и средствами обучения.

В комплексных мероприятиях МО РБ по реализации Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы поставлена задача перейти на комплексное методическое обеспечение каждого предмета, включающее учебные планы и программы, учебник или учебное пособие, методику, дидактические материалы, рекомендации по интенсификации учебного процесса.

Под комплексным методическим обеспечением понимается разработка и создание оптимальной системы учебно–методической документации и средств обучения, необходимых для полного и качественного обучения предметам (профессиям) в рамках времени, отведенного учебным планом.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Виды стилей деятельности учителя
Наиболее характерны следующие четыре стиля: Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, менее интересный, хотя и важный, ...

Профессионально обусловленные требования к личности педагога
Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практичес ...

Из опыта роботы учителей по использованию элементов множеств в обучении математике в начальных классах
Изучая опыт работы учителей по журналам «Начальная школа», «Башkортостан уkытыусыhы», методических разработок, нашли много примеров по использованию множеств в обучении. Например: в журнале «Начальная школа» учительница начальных классов Оксана Вышарь из г. Кемерово дает разработку урока на тему «З ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru