В настоящее время значительное влияние уделяется вопросам совершенствования организационных, психолого-педагогических и методических подходов к повышению качества обучения подрастающего поколения.
С 1 сентября 2011 года все учащиеся первых классов Российской Федерации обучатся по новому образовательному стандарту (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - ФГОС НОО). Это значит, что первоклассники будут учиться не только читать, писать и считать, но и слушать, понимать, объяснять и сотрудничать. Учиться им станет интереснее, а уставать они будут меньше.
Все это станет возможным, благодаря современным образовательным целям, заявленным в стандарте, новым образовательным технологиям.
В основу нового стандарта положен системно-деятельностный подход в образовании, который получил научное обоснование и экспериментальную реализацию в школьной практике в соответствии с отечественной психолого-педагогической научной школой Л.С. Выготского и других ученых на протяжении последних 50 лет. Ключевое условие реализации данного подхода в начальном общем образовании – организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, ориентация на всевозможные совместные формы взаимодействия детей с педагогами в учебной (урочной и внеурочной) и во внеучебной деятельности.
Система обучения и воспитания детей младших классов является неотъемлемой частью единой системы образования.
Современная система образования ориентируется на индивидуальный подход к обучению и воспитанию школьников. Реализация личностного подхода требует обращения к мотивационно-потребностной сфере ученика.
Познавательная деятельность - специфический вид человеческой активности, результатом которой является знание, обобщение в виде теорий, законов, научных понятий. Составляющими познавательной деятельности являются познавательные процессы, такие как внимание, память, мышление.
Для современной школы исключительно важной является проблема развития познавательной деятельности учащихся. Этой проблемой занимались отечественные и зарубежные педагоги: Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский; дидакты: С.П. Баранов, М.А. Данилов, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, Н.М. Скаткин; учёные-психологи: Г.И. Вергелис, Е.Н. Кабанова-Меллер, Ю.А. Самарин, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукина; учёные-методисты: В.Г. Горецкий, Л.В. Занков, Н.Б. Истомина, Г.П. Карчёва, Ю.М. Колягин, Г.Н. Приступа, Н.Н. Светловская, И.Ф. Харламов, Д.Б. Эльконин и другие.
Однако в практической работе сдвиги в решении этой проблемы еще очень незначительны. Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но и формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность младших школьников создаёт большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу познавательной деятельности: память, мышление, внимание.
Так как основным видом деятельности в младшем школьном возрасте является обучение, а основной формой урок, поиск путей совершенствования осуществляется через обучение младших школьников, в частности обучение математики. Познавательный интерес – это одно из важнейших психических качеств. Он является ведущим фактором понимания детьми необходимости изучения того или иного материала. Если познавательный интерес не сформирован достаточно прочно, то усвоение программного материала вызывает у школьников определенные трудности. Преодоление этих трудностей должно осуществляться уже в начальном курсе обучения. Этим обусловлена, в частности, проблема поиска путей активизации познавательной деятельности младших школьников.
Идея активизации деятельности младших школьников при обучения математики получила свое развитие в трудах И.И. Аргинской, Н.Б. Истоминой. Разработкой методов активного обучения занимались психологи В.И. Оконь и др.
В работах этих авторов указывается, что младший школьный возраст является весьма благоприятным для развития учебно-познавательной деятельности. Именно в начальных классах у детей происходит смена основного вида деятельности с игры на учебу, в наибольшей степени проявляется интерес к познанию всего нового, происходит интенсивное развитие личности, в частности такого качества как мышление (умение сравнивать, находить черты сходства и различия, делать выводы и обобщения).
Однако результаты констатирующего эксперимента показали, что, используя лишь традиционные методы и средства обучения, не всегда возможно осуществить достаточное развитие познавательных качеств личности.
Возникает проблема поиска новых методов и средств активизации познавательной деятельности младших школьников.
Возможности для решения этой проблемы предоставляют уроки математики. В школе на изучение этой дисциплины отводится 15-20% учебного времени. На уроках математики можно использовать различные формы и методы работы, способствующие развитию познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности темы исследования.
Цель исследования – разработать методические рекомендации для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Объект исследования – процесс обучения математике в начальной школе.
Предмет исследования – средства, методы и формы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Для достижения данной цели в соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические основы развития познавательной деятельности младших школьников.
2. Изучить содержание познавательной деятельности ученика на уроках математики в начальной школе.
3. Выявить пути активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы при изучении математики.
4. Исследовать уровень развития познавательной активности младших школьников на уроках математики.
5. Подобрать приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы; анализ программ, учебников; обобщение педагогического опыта учителей начальных классов; анализ результатов констатирующего эксперимента.
В гипотезе мы исходим из того, что проанализированные нами приёмы позволят повысить уровень познавательной активности младших школьников на уроках математики.
Практическая значимость исследования заключается в использовании в практической работе учителями начальных классов и предложенными нами рекомендаций.
Исследование проводилось в МАОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов.
Развитие творчества
детей с помощью создания непредметных образов
В настоящем формирующем педагогическом эксперименте была поставлена следующая цель: проверить эффективность непредметного рисования для развития творчества детей дошкольного возраста Указанная цель достигалась с помощью последовательного решения следующих задач: Оценить начальный уровень развития т ...
Школьное историческое образование и методика обучения истории в 20-годы
В октябре 1917 был образован Народный комиссариат по просвещению. 9 ноября государственная комиссия по просвещению. А Луначарский и М Покровский стали отрицать положительное значение исторического образования. Вместо гражданской истории предложено изучать историю труда и социологию. На 1 этапе (191 ...
Положительное влияние плавания: закаливание организма детей и совершенствование механизма терморегуляции, повышение иммунологических свойств
Раннее плавание является замечательным стимулом к активному развитию малыша, воздействует практически на все органы и системы детского организма. Это универсальное средство закаливания, физического развития, воспитания. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, орган ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.