Образование » Разработка методических рекомендаций для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики » Приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Страница 1

В предыдущем параграфе было определено, что уровни развития психических познавательных процессов, а именно памяти, внимания и мышления учащихся третьего класса не достаточно высокие. В данном параграфе будут представлены методические рекомендации, способствующие активизации познавательной деятельности младших школьников. Использование этих рекомендаций на уроках математики в каждом классе, начиная с первого, позволит к 3 году обучения достичь более высоких результатов в развитии познавательных процессов личности, а в 4 классе поддерживать и развивать их дальше. Основу этих рекомендаций составляют исторический и занимательный материал, задания на развитие логического мышления и творческих способностей, проблемное обучение, а так же различные формы работы с задачей.

Приведем примеры познавательных заданий исторического характера, которые можно использовать на уроках в 4 классе.

1. Для развития мышления после изучения темы «Умножение и деление многозначных чисел» на этапе закрепления можно дать следующее задание. «Выполни действия так, как бы это сделали египтяне (способом удвоения). Проверь себя традиционным способом: 34x5; 15x16; 170:34; 240:16».

2. Чтобы активизировать внимание детей во время изучения темы «Площадь» при объяснении нового материала можно использовать задание: «Для определения площади четырёхугольника вавилоняне брали произведение полусумм противоположных сторон. Выясните, для каких четырёхугольников эта формула точно определяет площадь. Каким образом эта формула связана с формулой для вычисления площади прямоугольника в курсе математики начальной школы?»

3. Хорошо развивает мышление задача. Её можно предлагать на карточках во время дифференцированной работы при повторении пройденного.

А. «Решите задачу Евклида разными способами:

Мул и осёл под вьюком по дороге шагали с мешками:

Жалобно охал осёл, непосильною ношей придавлен.

Это подменивший мул обратился к попутчику с речью:

«Что же, старина, ты заныл и рыдаешь, будто девчонка?

Нес бы в двойне я, чем ты, если б отдал одну ты мне меру».

«Если б ты у меня лишь одну взял, то мы бы сравнялись».

Сколько же нёс каждый из них, о, геометр, поведай нам это?»

Б. «Лев съел овцу одним часом, а волк съел овцу в два часа, а пёс съел овцу в три часа. Ино хощем ведати, сколько бы они все три – лев и волк и пес – овцу съели вместе вдруг и сколько бы они скоро ту овцу съели, сочти ми».

В. «Задача Л.Н. Толстого: Артели косцов надо было скосить два луга, один вдвое больше другого. Половину дня артель косила большой луг. После этого артель разделилась пополам: первая половина осталась на большом лугу и докосила его к вечеру до конца, вторая же половина косила малый луг, на котором к вечеру ещё остался участок, скошенный на другой день одним косцом за один день работы. Сколько косцов было в артели?»

4. Для закрепления знания мер длины можно предложить самостоятельно выполнить такое задание: «Сколько метров получится, если к полчетверти сажени прибавить полчетверти версты, да ещё полпята аршина (с точностью до метра)?»

5. Много заданий на развитие памяти: «Вспомните русские народные пословицы и поговорки, в которых встречается математическая терминология», «Какие числа называются «волшебными»? В чём их «волшебство»?», «Подберите русские народные пословицы и поговорки, в которых упоминаются различные русские меры. Объясните их смысл» .

В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют задачи занимательного характера в рифмованной форме, например:

У Алёнки в гостях

Два цыплёнка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курочка в серёжках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

А корова в юбке,

В тёплом полушубке.

Сколько всего гостей?

Их можно использовать на любых этапах урока при изучении любой темы во все классах. Такие задачи развивают мышление, память, внимание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Олимпийский фонд школы
Одной из важнейших задач школы следует считать изменение подхода к понятию «одаренность». Сейчас принято выявлять одаренных детей и способствовать развитию их одаренности, и это правильно и очень хорошо. Но не менее важно относиться к обычному ученику как к одаренному. Это совершенно меняет дело. В ...

Возрастные особенности учащихся и возможности формирования у них гуманности как личного качества
Каждый школьник предстает перед педагогом в двух ипостасиях: как неповторимая индивидуальность и как человек определенного возраста. Однако в условиях школьного обучения для воспитателя важны не только возрастные особенности отдельных детей, но и возрастные особенности класса, как группы детей опре ...

Содержание коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей ЗПР
На основе данных констатирующего эксперимента проводится коррекционная работа, которая направлена на исправление речевых нарушений у данной категории детей. Коррекционная работа включает в себя два этапа: Подготовительный этап. Основной этап. В подготовительный этап входят направления: Развитие зри ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru