Образование » Разработка методических рекомендаций для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики » Приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Страница 1

В предыдущем параграфе было определено, что уровни развития психических познавательных процессов, а именно памяти, внимания и мышления учащихся третьего класса не достаточно высокие. В данном параграфе будут представлены методические рекомендации, способствующие активизации познавательной деятельности младших школьников. Использование этих рекомендаций на уроках математики в каждом классе, начиная с первого, позволит к 3 году обучения достичь более высоких результатов в развитии познавательных процессов личности, а в 4 классе поддерживать и развивать их дальше. Основу этих рекомендаций составляют исторический и занимательный материал, задания на развитие логического мышления и творческих способностей, проблемное обучение, а так же различные формы работы с задачей.

Приведем примеры познавательных заданий исторического характера, которые можно использовать на уроках в 4 классе.

1. Для развития мышления после изучения темы «Умножение и деление многозначных чисел» на этапе закрепления можно дать следующее задание. «Выполни действия так, как бы это сделали египтяне (способом удвоения). Проверь себя традиционным способом: 34x5; 15x16; 170:34; 240:16».

2. Чтобы активизировать внимание детей во время изучения темы «Площадь» при объяснении нового материала можно использовать задание: «Для определения площади четырёхугольника вавилоняне брали произведение полусумм противоположных сторон. Выясните, для каких четырёхугольников эта формула точно определяет площадь. Каким образом эта формула связана с формулой для вычисления площади прямоугольника в курсе математики начальной школы?»

3. Хорошо развивает мышление задача. Её можно предлагать на карточках во время дифференцированной работы при повторении пройденного.

А. «Решите задачу Евклида разными способами:

Мул и осёл под вьюком по дороге шагали с мешками:

Жалобно охал осёл, непосильною ношей придавлен.

Это подменивший мул обратился к попутчику с речью:

«Что же, старина, ты заныл и рыдаешь, будто девчонка?

Нес бы в двойне я, чем ты, если б отдал одну ты мне меру».

«Если б ты у меня лишь одну взял, то мы бы сравнялись».

Сколько же нёс каждый из них, о, геометр, поведай нам это?»

Б. «Лев съел овцу одним часом, а волк съел овцу в два часа, а пёс съел овцу в три часа. Ино хощем ведати, сколько бы они все три – лев и волк и пес – овцу съели вместе вдруг и сколько бы они скоро ту овцу съели, сочти ми».

В. «Задача Л.Н. Толстого: Артели косцов надо было скосить два луга, один вдвое больше другого. Половину дня артель косила большой луг. После этого артель разделилась пополам: первая половина осталась на большом лугу и докосила его к вечеру до конца, вторая же половина косила малый луг, на котором к вечеру ещё остался участок, скошенный на другой день одним косцом за один день работы. Сколько косцов было в артели?»

4. Для закрепления знания мер длины можно предложить самостоятельно выполнить такое задание: «Сколько метров получится, если к полчетверти сажени прибавить полчетверти версты, да ещё полпята аршина (с точностью до метра)?»

5. Много заданий на развитие памяти: «Вспомните русские народные пословицы и поговорки, в которых встречается математическая терминология», «Какие числа называются «волшебными»? В чём их «волшебство»?», «Подберите русские народные пословицы и поговорки, в которых упоминаются различные русские меры. Объясните их смысл» .

В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют задачи занимательного характера в рифмованной форме, например:

У Алёнки в гостях

Два цыплёнка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курочка в серёжках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

А корова в юбке,

В тёплом полушубке.

Сколько всего гостей?

Их можно использовать на любых этапах урока при изучении любой темы во все классах. Такие задачи развивают мышление, память, внимание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке. Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках ...

Система образования во Франции
Образование во Франции считается одним из приоритетных направлений политики государства. На его нужды расходуется более 20% бюджетных средств. Иностранные студенты могут учиться в государственном университете на тех же условиях, что и граждане страны, то есть за символическую плату. Франция — стран ...

Из истории изучения проблемы нравственного воспитания
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, философ - идеалист Сократ (46 ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru