Образование » Разработка методических рекомендаций для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики » Приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Страница 6

Таким образом, решение арифметической задачи является стимулирующим средством познавательной деятельности ученика.

Рассмотрим приёмы активизации познавательной деятельности учащихся, используемые на разных этапах решения.

Основная цель ученика на первом этапе – это понять задачу. Ученик должен чётко представить себе: о чём эта задача? Что в задаче известно? Что нужно найти? Как связаны между собой данные (числа, величины, значения величин)? Какими отношениями связаны данные и неизвестные, данные и искомое? Что является искомым: число, отношения, некоторое утверждение?

Можно выделить следующие возможные приёмы выполнения первого этапа решения текстовой задачи.

1. Представление жизненной ситуации, описанной в задаче, мысленное участие в ней.

С этой целью полезно после чтения задачи предложить учащимся представить себе то, о чём говорится в задаче, и предложить нарисовать словесную картинку.

2. Разбиение текста на смысловые части и выделение на этой основе необходимой для поиска решения информации.

3. Переформулировка текста задачи: замена описанной в ней ситуации другой, сохраняющей все отношения и зависимости и их количественные характеристики, но более явно их выражающие.

Цель переформулировки – опустить несущественные детали, уточнить и раскрыть смысл существенных элементов.

Например, решение задачи: «Утром в магазине было 30 книжных шкафов. К концу рабочего дня осталось 12 шкафов. Сколько шкафов продали за день?» – удобнее искать, если текст её будет сформулирован так: «Было 30 шкафов. Осталось 12 шкафов. Сколько шкафов продали?»

4. Очень важно при работе над задачей научить детей выполнять основные (опорные) слова, которые связаны с действием, соответствующим сюжету. Например: «На вешалке было 8 пальто. Дети взяли 6 пальто. Сколько пальто осталось?» основные слова – было, взяли, осталось.

С этой целью проводится работа с опорными (основными) словами без числовых данных. Например, читая задачу: «Первоклассники сделали игрушки. Несколько игрушек отдали в детский сад. Сколько игрушек осталось у первоклассников?», – учитель выставляет на полотне карточки со словами: сделали, отдали, осталось. Учащиеся получают задание поставить между ними знаки «+», «–», «=» и обосновать, почему вы выбрали тот или иной знак, после чего выясняется, какое слово в задаче заменяет самое большое число, какое – самое маленькое число.

5. Исследование решения задачи (установление условий, при которых задача имеет или не имеет решение, имеет одно или несколько решений, а также установление условий изменения значений одной величины в зависимости от изменения другой).

Например, предлагается задача, в которой необходимо подобрать пропущенные числа и решить её «Вова прочитал за месяц … книг, а Толя на … книг (и) меньше. Сколько книг прочитал Толя?»

Проводя беседу, учитель спрашивает:

– Каким действием будете решать задачу? (Вычитанием).

– Что надо учитывать при подборе первого числа? (Надо взять столько книг, сколько можно прочитать за месяц).

– Примерно сколько? (10 или меньше).

– Что надо учитывать при подборе второго числа? (Оно должно быть меньше первого или равняется ему).

– Подберите числа и прочитайте задачу. (Вова прочитал за месяц 10 книг, а Толя на 2 книги меньше, сколько книг прочитал Толя?).

– Решите эту задачу. Может ли второе число равняться 10? (Может, тогда получится, что Толя прочитал 0 книг, т.е. не прочитал ни одной книги).

– Может ли второе число равняться 11? (Нет, так как нельзя 10 уменьшить на 11).

Перейдём к рассмотрению приёмов активизации познавательной деятельности, которые используются на втором этапе решения задачи.

Цель ученика на втором этапе выделить величины, данные и искомые числа, входящие в задачу, установить связи между данными и искомыми и на этой основе выбрать соответствующее арифметическое действие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Проблемное обучение на уроках биологии как основа процесса, развивающего потребность и умение учиться
Наверное, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали, т. е. имели сформированные познавательные потребности. Почему-то большинство педагогов считает, что эти потребности должны образоваться в ...

Методика изучения личности подростка и его ближайшего окружения
Протокол № № вопросов Баллы % Уровень 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 3 3 2 4 3 4 2 4 3 3 2 3 3 3 3 45 58 сред 2 1 2 2 2 2 1 2 2 1 3 2 3 1 1 2 28 36 низк 3 2 3 2 2 2 3 1 1 1 2 2 1 3 2 1 26 34 низк Методика изучения личности подростка. 1. Как ты учишься? Отлично (5), хорошо (4), средне (3), сл ...

Понятие педагогической оценки. Функции оценки
Несмотря на то, что система оценок знаний применяется длительное время, основные положения до сих пор не разработаны. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме оценивания успешности учебной деятельности учащихся выявил ряд работ, в которых понятие «оценка» рассматривается с социальных ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru