Образование » Разработка методических рекомендаций для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики » Приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Страница 7

На данном этапе используются различные способы моделирования.

1. Предметное моделирование.

2. Графические модели (это рисунки и чертежи, которые помогают понять задачу, организовать поиск её решения).

Рисунок может быть таким, что по нему, не выполняя арифметического действия, легко дать ответ на поставленный в задаче вопрос.

3. Схематическая модель – это краткая запись задачи (в методической литературе рассматриваются различные виды краткой записи).

Выбрав арифметическое действие, учащиеся переходят к его выполнению, т. е. к третьему этапу решения задачи.

Рассмотрим приёмы активизации учащихся, используемые на четвёртом этапе обучения решению задач, т.е. при проверке решённой задачи.

Для проверки простых задач используют следующие способы.

1. Составление и решение обратной задачи.

2. Установление соответствия между числами, полученными в результате решения задачи, и данными числами. При проверке решения задачи этим способом выполняют арифметическое действие над числом, которое получается в ответе на вопрос задачи, и одним из данных чисел; если при этом получится другое данное число, то задача решена правильно.

3. Установление границ искомого числа (прикидка ответа). Применение этого способа состоит в том, что до решения задачи устанавливаются границы искомого числа. После решения полученный результат сравнивается с этим числом, если он не соответствует установленным границам, значит, задача решена неправильно.

Проверка решения задач – дело сложное, но полезное. Она играет большую роль в развитии самоконтроля, формирует умение рассуждать, внимательно относиться к анализу задачи, активизирует познавательную деятельность.

Учителя часто недооценивают значения в обучении решению задач дополнительной работы над уже решённой задачей, которая является эффективным средством формирования творческой активности и мышления учащихся и даёт возможность более полно реализовать обучающие, развивающие и воспитывающие функции задач.

Рассмотрим виды дополнительной работы с уже решённой задачей с точки зрения активизации познавательной деятельности учащихся:

1. Изменение условия задачи. Например, после решения задачи: «Для рабочих построили 9 домов, по 4 квартиры в каждом доме. Сколько квартир построили для рабочих?» – учитель может предложить изменить данные в условии задачи так, чтобы число в ответе стало в 2 раза больше.

2. Постановка нового вопроса к уже решённой задаче, постановка всех вопросов, ответы на которые можно найти по данному условию.

3. Сравнение содержания данной задачи и её решение с содержанием и решением другой задачи. Так, например, следует проводить сравнение задач, сформулированных в прямой и косвенной форме. С этой целью надо включать задачи парами, например:

1). а) Школьники посадили 30 лип, а дубов на 10 меньше, чем лип. Сколько дубов посадили школьники?

б) Школьники посадили 30 лип, а дубов на 10 больше, чем лип. Сколько дубов посадили школьники?

2). а) Неизвестное число больше, чем 15, на 8. Найди неизвестное число.

б) 12 больше неизвестного числа на 7. Найди неизвестное число.

Сравнивая задачи и их решения, учитель побуждает детей высказывать предложения, развивает интуицию, вызывает интерес к решению задач, т.е. активизирует их познавательную деятельность.

4. Анализ выполненного решения. Если задача при решении вызвала у учащихся трудность, то полезно провести её повторный анализ с обоснованием выполняемого действия.

5. Обоснование правильности решения. Пример. На доске записаны 2 решения задачи «Миша нашёл 12 белых грибов, и Нина нашла несколько белых грибов. Всего они нашли 20 белых грибов. Сколько белых грибов нашла Нина?», – одно из которых неверное:

20 + 12 =

20 – 12 =

Учащиеся получают задание найти ответы записанных решений, выбрать верное решение и объяснить свой выбор.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Мастерство педагогического общения и педагогический такт
Важнейшая характеристика педагога – направленность личности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессиональные значимые свойства – интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленнос ...

Особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников
В современной логопедии фонематическое восприятие определяется как слухопроизносительная дифференциация звуков речи. Многие авторы уделяли огромное значение состоянию фонематического восприятия у детей с речевыми расстройствами. Необходимо помнить, что если у ребёнка в процессе обследования произно ...

Особенности развития самооценки детей младшего школьного возраста
Один из самых важных моментов в развитии личности школьника – формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У младшего школьника возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьм ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru