Формирование мотивации учения является одной из центральных проблем современного образования, делом общественной важности.
Как ведущий фактор регуляции активности личности, мотивация представляет исключительный интерес для педагога и родителей. Различные школы современной психологии пока ещё не пришли к единой точке зрения на понятие «мотив» – они расходятся в понимании некоторых деталей.
Мотивация – единая сложная, многоуровневая система неоднородных психологических факторов, детерминирующих поведение человека. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам изучения. В современной психологии существует ни один десяток психологических концепций мотивации. Не смотря на это «в настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы четко основные понятия».
Большинство исследователей считают, что мотивация включает в себя потребности, мотивы, интересы, стремления, убеждения, установки, эмоции, цели, ценности, и др. в их сложном переплетении и взаимодействии. Структура мотивационной сферы является не застывшей, статической, а развивающимся и изменяющимся в процессе жизнедеятельности образованием. Мы будем рассматривать мотивацию как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека, как «сплав» движущих сил его поведения и деятельности. Высшим уровнем регуляции является сознательно-волевой.
Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определённой потребности. Если потребность характеризует готовность к деятельности, то наличие мотива придает активности новый, более действенный характер. Мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление достигнуть этой цели. Мотивы человеческой деятельности чрезвычайно многообразны, поскольку проистекают из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественной жизни.
Мотивы обладают количественными (сильные–слабые) и качественными (внутренние–внешние) характеристиками. При делении мотивов на внутренние и внешние имеется ввиду отношение к содержанию деятельности.
Изучение мотивации позволяет ответить на три основных вопроса:
1. Что заставляет приступать к выполнению определенных действий? Какие потребности личности вызывают ее активность?
2. Почему человек проявляет настойчивость при попытках достичь цели? Каковы особенности настойчивой личности, умеющей упорно стремиться к цели? (Внутренние факторы мотивации).
3. Какие внешние условия побуждают мотивы личности и позволяют ей сохранять движение к определенной цели? (Внешние функции мотивации).
Однако недостаточно просто разделить мотивы на внутренние и внешние. Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты).
Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха.
Личности этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия – ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень её активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Личности этого типа склонны планировать своё будущее на большие промежутки времени. Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели, если рискуют, то расчетливо.
Группы педагогических умений
Опишем теперь педагогические умения учителя, объективно необходимые для овладения педагогической деятельностью. Они составляют три большие группы умений, касающихся постановки задач и организации ситуации, применения педагогических приемов воздействия, использования педагогического самоанализа соот ...
Образование как педагогический процесс
Термин «образовательный процесс» достаточно широко используется в практике образования и теории педагогики. Однако, среди ученых нет единства в его трактовке. В Законе РФ «Об образовании» образование рассматривается как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, ...
Исследование влияния социально – педагогической поддержки на личность
подростков
Данное исследование проводилось в Авзянском отделении милиции Белорецкого ГРУВД, которое расположено в с.В.Авзян, ул.Блюхера, 64. На учете в нем состоит 35 семей, но особо мы выделили 3 неблагополучных семьи, которые нас заинтересовали – это семьи: Ионовых (мать-одиночка), Кузнецовых (пьющие родите ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.