Образование » Изучение и формирование мотивов учения личности определенного субъекта » Понятия мотивации и мотива учения

Понятия мотивации и мотива учения

Страница 2

Мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий – вот что определяет его деятельность. Ещё не успев что либо сделать, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха.

Личности этого типа малоинициативны. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат.

В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Фактически сюда входит направленность студента и на овладение знаниями, и на получение хорошей оценки, и на установление желаемых отношений с сокурсниками и более дальние цели.

О мотивах учения надо говорить специально, поскольку учение выделяется как особый вид деятельности, для которой процесс обучения, овладение знаниями и навыками является не только результатом, но и целью. Обычно исследователи связывают продуктивную творческую активность личности в учебном процессе именно с познавательной мотивацией, а не с мотивацией успеха. Основными мотивами сознательного учения являются естественное стремление подготовиться к будущей деятельности и интерес к знанию. В процессе учебной деятельности появляются и социальные установки учения – потребность включения в общественно значимую практику, отдачи обществу, другому человеку, потребность самосовершенствования и постоянного самообразования.

Выбор профессии – исключительно сложный, сугубо индивидуальный акт, непосредственно обусловленный интересами и склонностями молодого человека, его самооценкой и уровнем притязаний, идеалами и ценностными ориентациями, представлениями о себе, о своих ожиданиях, о своей возможной социальной и профессиональной роли. Вот почему профессиональная ориентация всегда обращена к личности в целом, является составной частью её всестороннего развития. Он должен быть сознательным и самостоятельным. Даже при самых благоприятных обстоятельствах выбор профессии становится всё более трудной задачей, поскольку само общество становится всё более сложным.

Для эффективной учебной и производственной деятельности у обучающегося должно быть сформировано умение ставить самостоятельные цели в учебной (производственной) работе. Направленность активности на достижение предмета потребности. Надо чтобы учащиеся учились осознавать цели своих действий и соотносить их с мотивами деятельности. Стремление к самообразованию должно быть присуще личности на каждом этапе жизни. Всякая деятельность будет успешной при повышении осознанности человека.

При управлении обучением взрослых задача осложняется тем, что нужно в процессе занятий не только развить мотивацию учения у бывшего школьника, но во многих случаях впервые сформировать ее и далее сделать устойчивой. Надежной основой для таких изменений выступает удовлетворенность собственно процессом учебной деятельности. Чем благоприятнее воспринимает обучающийся индивид учебные ситуации, тем более устойчива структура мотивов и стабильнее успех. Достижение эффекта устойчивости мотива учебной деятельности с момента поступления в вуз и его окончания многие видят в рамках концепции педагогики индивидуальности. При индивидуальном подходе мотивационные структуры формируются и укрепляются в прямой зависимости от роста успеваемости. Основным механизмом данного процесса является «результативная обратная связь», а в зависимости от нее и увеличивающееся стремление к повышению достижений.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Три группы здоровья
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную. Подготовите ...

Результаты педагогического эксперимента по внедрению компетентностного подхода
Апробация материалов исследования с учениками 11-х классов проводилась на базе МОУ СОШ №24 города Красноярска. На начальном этапе был проведен тест, который помог нам сформировать представление об уровне развития компетентностей. Тест представлял собой работу из двенадцати заданий, на некоторые из ...

Высшее образование
Система высшего образования Финляндии состоит из двух параллельных секторов: университетов (и приравненных к ним вузов) и профессиональных вузов. Университетская система исходит из принципа тесной связи между научными исследованиями и обучением. Основная функция таких вузов – заниматься научными ис ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru