Образование » Изучение и формирование мотивов учения личности определенного субъекта » Понятия мотивации и мотива учения

Понятия мотивации и мотива учения

Страница 2

Мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий – вот что определяет его деятельность. Ещё не успев что либо сделать, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха.

Личности этого типа малоинициативны. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат.

В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Фактически сюда входит направленность студента и на овладение знаниями, и на получение хорошей оценки, и на установление желаемых отношений с сокурсниками и более дальние цели.

О мотивах учения надо говорить специально, поскольку учение выделяется как особый вид деятельности, для которой процесс обучения, овладение знаниями и навыками является не только результатом, но и целью. Обычно исследователи связывают продуктивную творческую активность личности в учебном процессе именно с познавательной мотивацией, а не с мотивацией успеха. Основными мотивами сознательного учения являются естественное стремление подготовиться к будущей деятельности и интерес к знанию. В процессе учебной деятельности появляются и социальные установки учения – потребность включения в общественно значимую практику, отдачи обществу, другому человеку, потребность самосовершенствования и постоянного самообразования.

Выбор профессии – исключительно сложный, сугубо индивидуальный акт, непосредственно обусловленный интересами и склонностями молодого человека, его самооценкой и уровнем притязаний, идеалами и ценностными ориентациями, представлениями о себе, о своих ожиданиях, о своей возможной социальной и профессиональной роли. Вот почему профессиональная ориентация всегда обращена к личности в целом, является составной частью её всестороннего развития. Он должен быть сознательным и самостоятельным. Даже при самых благоприятных обстоятельствах выбор профессии становится всё более трудной задачей, поскольку само общество становится всё более сложным.

Для эффективной учебной и производственной деятельности у обучающегося должно быть сформировано умение ставить самостоятельные цели в учебной (производственной) работе. Направленность активности на достижение предмета потребности. Надо чтобы учащиеся учились осознавать цели своих действий и соотносить их с мотивами деятельности. Стремление к самообразованию должно быть присуще личности на каждом этапе жизни. Всякая деятельность будет успешной при повышении осознанности человека.

При управлении обучением взрослых задача осложняется тем, что нужно в процессе занятий не только развить мотивацию учения у бывшего школьника, но во многих случаях впервые сформировать ее и далее сделать устойчивой. Надежной основой для таких изменений выступает удовлетворенность собственно процессом учебной деятельности. Чем благоприятнее воспринимает обучающийся индивид учебные ситуации, тем более устойчива структура мотивов и стабильнее успех. Достижение эффекта устойчивости мотива учебной деятельности с момента поступления в вуз и его окончания многие видят в рамках концепции педагогики индивидуальности. При индивидуальном подходе мотивационные структуры формируются и укрепляются в прямой зависимости от роста успеваемости. Основным механизмом данного процесса является «результативная обратная связь», а в зависимости от нее и увеличивающееся стремление к повышению достижений.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Принципы педагогической деятельности
Эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразно чувственное восприятие материала, тем более прочно он усваивается. Использование наглядных пособий является важнейшей из сторон организации чувственного познания в учебном процесс ...

Организация работы по повышению профессиональной квалификации педагогов
Анализ существующей в МАДОУ детском саду № 37 "Красная шапочка" системы повышения профессиональной квалификации сотрудников показал её существенные недостатки. Уровень квалификации сотрудников учреждения в настоящее время относительно невысок. В наше время дошкольное образовательное учреж ...

Технология общения
Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно использовать приспосо ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru