Образование » Системный подход к решению проблемы творческого саморазвития личности школьника в учреждение дополнительного образования » Технология творческого саморазвития личности

Технология творческого саморазвития личности

Страница 1

Технология творческого саморазвития личности предполагает широкое использование внутренних психогенных механизмов. Для этого в содержание образования включается методологическая компонента – учащиеся вооружаются знаниями и умениями саморазвития (самопознания, самовоспитания, самообразования, самоутверждения, самоопределения, самореализации), за счет чего повышается внутренняя мотивация подростка к творчеству.

Идея опоры на внутренний потенциал личности в процессе развития восходит к глубине времен и определяется наследственными факторами. Это концепция развития Ж. Пиаже, З. Фрейда, Д. Дьюи, системы свободного воспитания М. Монтессори, А. Нейл, С. Френе и другие. В этих системах саморазвитие понимается как независимый, спонтанный процесс возникновения или изменения каких-либо качеств ребенка, происходящий в результате действия биогенных и социогенных факторов. Некоторые психологи и педагоги до сих пор считают, что внешнее вмешательство и тем более управление процессами саморазвития принципиально невозможно. Одним из первых на "святая святых" личности в 20-х годах прошлого века посягнул известный психолог Л.С. Выготский. В современных технологиях приоритетной целью обучения провозглашается не передача учащимся знаний, умений, навыков, а усвоение ими способов умственных действий: ребенок ставится в позицию субъекта познания, содержание которого несколько опережает естественное возрастное развития, а значит, в определенной мере ведет его за собой, опосредованно влияет на процессы творческого саморазвития ребенка. Это подтверждается практикой на примере дошкольного и младшего школьного возраста, но при переходе к подростковому возрасту результаты резко снижаются. На сцену выступают законы возрастного изменения сензитивных периодов, ведущих видов деятельности, проявление новых потребностей. Подросток начинает сознательно управлять своим развитием; своим поведением, проявлять различные познавательные интересы. Базу этого саморазвития составляют потребности, способности, направленности и Я - концепция.

Идея А.А. Ухтомского

Гипотеза об огромной роли внутреннего психологического мира в деятельности ребёнка, в его психическом развитии впервые выдвинута русским учёным А.А. Ухтомским. Согласно этой гипотезе, по мере обретения в процессе деятельности определённого опыта и качеств (на основе внутренних потребностей) ребёнок начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цель и средства деятельности, управлять ею, одновременно совершенствуя и развивая свои творческие способности.

Важнейший для педагогики факт выражается в том, что человек развивается не только по заложенной в нём биологической программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от своего опыта, от уровня потребностей, интересов, способностей, направленности Я-концепции.

Двухфазность педагогического процесса.

Усвоение ребёнком общественного опыта можно представить в виде двух последовательных частей (фаз): внешней и внренней.

• Внешняя часть процесса — деятельность ребёнка как субъекта обучения. Она происходит на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определённую переработку и присвоение школьником внешних воздействий, превращение их в свои качества. Причём интерпретирует эти воздействия, оценивает их, решает, сохранять ли, превращать ли в свои качества и применять — сам подросток. Это и есть процесс самоизменению — самоуправления, самовоспитания, самообучения, самоутверждения, самоопределения — саморазвития, самосовершенствования личности.

Применяемый в нашей технологии термин "саморазвитие" (и его синоним — самосовершенствование) — та часть процесса психического развития, которая осознаётся, управляется самим ребёнком. В его интересах целенаправленно формируются и развиваются при этом его качества. В новой технологии самосовершенствование как управляемое самой личностью развитие должно быть согласовано, соединено с направляемым извне педагогическим процессом. Школьник должен не только совершенствоваться под воздействием извне, но и обучить и развивать себя, совершенствоваться по внутреннему побуждению.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Показатели по выявлению акцентуаций у подростков с помощью теста-опросника Шмишека
Протокол № Типы акцентуаций Акцентуированная черта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 10 18 2 18 21 3 21 12 18 12 возбудимость гипертимность, застревающий, тревожный, эмотивность. 2 8 8 10 21 21 9 21 10 21 18 возбудимость гипертимность, тревожность, эмотивность, циклотимность. 4 20 18 12 6 18 12 21 24 18 21 де ...

Цель, задачи, методика констатирующего педагогического эксперимента
Цель констатирующего педагогического эксперимента: определить готовность детей и воспитателей к непредметному рисованию с целью развития творчества детей. Задачи, при помощи которых достигалась цель: Выявить условия и возможности обучения детей старшего дошкольного возраста созданию непредметных об ...

Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»
Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru