Образование » Системный подход к решению проблемы творческого саморазвития личности школьника в учреждение дополнительного образования » Технология творческого саморазвития личности

Технология творческого саморазвития личности

Страница 2

Потребности

Один из механизмов творческого саморазвития состоит в проявлении потребностей личности, удовлетворение которых зависит от внешних условий. В составе потребностей особо выделяются высшие человеческие потребности — духовные и социальные, которые представляют собой источники самодвижения человека. Так, потребность — первоисточник мотивации, движущая сила в творческой деятельности. Особенно важное значение имеет потребность в самопознании, самовоспитании, самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самореализации. Это всё потребности ребёнка улучшить, совершенствовать себя. На их основе в психике школьника развиваются такие процессы:

Самопознание

От сознания своего "Я" в младшем школьном возрасте к самоконтролю в среднем школьном возрасте и целевым установкам улучшить себя в старшем. Оценку учителя при этом постепенно заменяет самооценка школьника;

Самовоспитание

От исправления своих поступков и поведения в младшем школьном возрасте; воспитания воли и характера детей среднего возраста к ответственности и принципиальности — в старшем;

Самообразование

начинается с интереса к творчеству в младшем школьном возрасте, с творческими умениями в среднем возрасте и с потребности в творческом самообразовании в старшем;

Самоутверждение

Это ощущение успеха в младшем школьном возрасте, самоуважение и уверенность в среднем и самообладание, стойкость, мужество в старшем школьном возрасте;

Самоопределение

Формируется от первого осознания своих возможностей, способностей и завершается сознательным выбором профессии, своего места в жизни;

Саморегуляция

Это бодрость, мажор, жизнерадостность, оптимизм, устремлённость в будущее и, наконец, умение согласовывать личное и общественное, владеть собой в любых ситуациях;

Самоактуализация

Активная жизненная позиция, самореализация в творческой деятельности.

Итак, все высшие духовные потребности человека направлены на самосозидание, самоулучшение, саморазвитие. Использовать эти потребности для мотивации — важнейшая задача технологии творческого саморазвития.

Идея доминанты

Доминанта — временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий психическим процессам и поведению человека определённую направленность и активность. Она представляет мотивацию, ориентацию, установку, господствующую потребность личности в реализации той или иной направленности, мощный активатор деятельности. Вся деятельность человека — совокупность, цепь сменяющих друг друга доминант. Они могут быть более или менее сильными, осознаваемыми и неосознанными, ситуативными и долговременными. Таким образом, доминанты — один из важнейших механизмов самоуправляемого, психогенного развития школьника.

А.А. Ухтомский, выдвинувший и обосновавший теорию доминанты, не только утверждал возможность и необходимость управлять доминантами поведения и психического развития, но и дал конкретные рекомендации по их воспитанию и коррекции. Чтобы процессы самосовершенствования стали доминантами, необходимо создать определённые условия.

• Осознание ребёнком целей, задач, возможностей своего развития и само развития.

• Участие в самостоятельной, творческой деятельности, определённый опыт успеха, достижений.

• Уклад жизнедеятельности, адекватные стиль и методы внешних воздействий, условий обучения и воспитания.

На этой основе разработана структура общепедагогической. "Технологии саморазвития личности школьника", которую составляют три подсистемы: "Теория", "Деятельность" и "Уклад".

Подсистема "Теория"

Эффективность процессов самосовершенствования, самовоспитания определяется уровнем осознания ребёнком целей и возможностей своего развития. В технологии саморазвития ребёнку открывается "тайна" процессов, происходящих в нём самом, в его характере. Серия специальных предметов и курсов знакомит учащихся с теоретическими понятиями и закономерностями самопознания, самовоспитания, самообразования. Системообразующей базой теоретической подготовки служит курс "Самосовершенствование личности". Он даёт ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приёмы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Это, по существу, первый завершённый воспитательно-образовательный курс, выстроенный на основе психолого-педагогических закономерностей, знаний подростка и молодого человека о себе. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Психологический аспект нравственности
Развитие нравственности в психологическом аспекте включает две стороны. Одна сторона – это развитие чувств и воли , другая состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок сов ...

Правовое положение автономного учреждения
В соответствии с действующим законодательством одним из принципов государственной политики в социальной сфере является наличие автономии юридических лиц. Под автономией, прежде всего, понимается независимость в управлении, которой государство наделяет некоммерческие организации для осуществления им ...

Разработка занятия по обучению расчету стоимости дополнительных платных образовательных услуг
В методическом разделе мы осуществим разработку семинара для руководителей ДОУ по обучению расчета стоимости платных образовательных услуг. Цели занятия: обучить вычислению стоимости дополнительных услуг, пояснить особенности данных расчетов; выявить сложности и потенциальные ошибки во избежание их ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru