Образование » Формирование экологических предпочтений у дошкольников » Сенсорные эталоны как средство формирования экологических представлений дошкольников

Сенсорные эталоны как средство формирования экологических представлений дошкольников

Страница 1

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорные эталоны – это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта. Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, круг и т.д.), различная высота музыкальных звуков, выраженная в нотах.

Сенсорные эталоны – это нормативные значения свойств, выделенные в процессе общественно-исторической практики человека. В результате многовековой производственной, научной, художественной деятельности человечество выделило в многообразии свойств воспринимаемой действительности системы сенсорных качеств, наиболее значимых в той или иной деятельности: систему геометрических форм, цветов, величин, материалов, систему звуков по высоте, нормы звукопроизношения в речи, систему направлений и т.д.

Сенсорные эталоны – это формирование у детей общепринятых представлений образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов выступают семь цветов спектра, геометрические фигуры, величины.

В.И.Логинова отмечает, что освоение сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста, выходя за его пределы. Более того, освоение эталонных значений качеств она делит на три периода, которые отражают возможности ребёнка систематизировать получаемые им представления о свойствах предметов:

· это период сенсомоторных предэталонов, когда ребёнок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления. Длится до 3 лет;

· Ребёнок пользуется предметными эталонами, т.е. образы свойств предметов соотносятся с определёнными предметами. Длится до 5 лет;

· На основе накопления опыта и его обобщения под руководством взрослого происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета.

Для объективного исследования недостаточно рассмотрения одной точки зрения, необходимо обратиться ещё к одному источнику, например Л.А.Венгеру.

Л.А.Венгер предлагает следующие возрастные особенности в освоении сенсорными эталонами.

На первом году жизни это обогащение ребёнка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором – третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвёртого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закреплённые в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

На первом году жизни ребёнка задачи сенсорного воспитания (развитие слуха, зрения, формирование предметности восприятия) успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. В дальнейшем богатейшие возможности сенсорного развития таят в себе такие виды деятельности, как игровая, трудовая, конструктивная, изобразительная. В каждом из этих деятельности – своя сенсорная основа. В изобразительной деятельности – это восприятие и различение цвета, оттенков, формы, величины, пространственного расположения, пропорций, в трудовой деятельности – восприятие и различение особенностей материалов, их пластичности, фактуры и др. Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного развития ребёнка.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Программа по выработке педагогического стиля деятельности
В овладении мастерством актерского воздействия на аудиторию решающую роль играют как природные задатки педагога, так и способность совершенствовать свой талант, приобретаемая в процессе обучения, воспитания, практической деятельности. Работоспособность – неотделимая черта таланта. Что такое педагог ...

Анализ системы образования в России
В России в подавляющем большинстве семей нет традиции читать вечерами книги, как в Финляндии. Чтение не является ценностью в нашем государстве. Ценностные и нормативные установки в российских семьях не схожи, поэтому очень сложно прописать единый алгоритм повышения читательской способности россиян. ...

Понятие дизартрии и характеристика форм дизартрии
В этом параграфе будут рассмотрены формы, этиология, классификация и симптоматика дизартрических расстройств. Краткие сведения о формах дизартрии Дизартрия – тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно про ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru