Образование » Формирование экологических предпочтений у дошкольников » Сенсорные эталоны как средство формирования экологических представлений дошкольников

Сенсорные эталоны как средство формирования экологических представлений дошкольников

Страница 3

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.

Чтобы привлечь внимание ребёнка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приёмов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз.

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трёхлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребёнка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.

В заключение нужно отметить, что одновременно с развитием сенсорных эталонов ребёнок приобщается к экологической культуре и воспитывает в себе бережное отношение к природе

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить её богатства.

Знания о природе должны быть построены на конкретном материале, который доступен наблюдению детей, необходимо показать зависимость роста и развития живых организмов от факторов окружающей среды.

Экологическое воспитание детей дошкольных учреждениях возможно при условиях:

· Наличии базы, создании обстановки (среды, атмосферы) условий для работы по экологическому воспитанию;

· Использовании самых разнообразных форм работы в решении экологического воспитания;

· Работе с родителями, так как без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задача педагога – вырастить здорового ребёнка, знающего и защищающего природу, научить по-хозяйски распоряжаться её богатством.

Но, прежде всего, должны быть сформированы сенсорные эталоны, которые в свою очередь можно развивать, например, в процессе ознакомления с окружающим, особенно с природой, когда, действуя с различными предметами, ребёнок получает множество ощущений: его окружают цвета, запахи, звуки. Даже обычная прогулка является средством сенсорного воспитания детей. Воспитатель на прогулке останавливает детей и акцентирует их внимание, для того чтобы послушать, какие звуки слышны вокруг. Он может предложить им поиграть в игру «Кто услышит больше звуков?». С целью развития зрительных ощущений педагог организует наблюдение: «Посмотрите на небо: везде ли оно одинакового цвета?» Дети, замечают, как светятся розоватым цветом края облаков, за которым спряталось солнце, как ярко-голубой цвет неба переходит почти в серый и т. д.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

"Я – концепция" творческого саморазвития ученика
Процессы "самости", включая творческое саморазвитие ученика, выстраиванием его концепции вначале не до конца осознаваемой, а со временем все более ясной и отчетливой начинается тогда, когда ученик становится и философом, и психологом, и педагогом для самого себя. Активность процессов само ...

Оценка сформированности ключевых компетентностей
При разработке системы измерений ключевых компетентностей целесообразно применять различные средства, выбор которых зависит от поставленных целей и задач. Практика показывает, что следует отказаться от традиционных систем контроля, чаще используя деятельностные методы оценивания. К наиболее эффекти ...

Внимание – понятие, виды, особенности
Г.В.Ф.Гегель писал - «Без внимания для духа ничего нет .Внимание образует поэтому начало образования». Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на чем-либо: предмете, явлении, действии, мысли. Оно означает связь сознания человека с определенным объектом. Направленность сознания – ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru