В.В. Ткачева (1999) выделяет следующие формы психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с проблемами в развитии, воздействуя средствами педагогики:
– демонстрация родителям (матери) приемов работы с ребенком;
– конспектирование матерью уроков, проводимых психологом;
– выполнение домашних заданий со своим ребенком;
– чтение родителями специальной литературы, рекомендованной
специалистом;
- реализация творческих замыслов матери в работе с ребенком.
Г.А Мишина (2001) отмечает, что наиболее подходящими формами психолого – педагогической работы с родителями детей с нарушением слуха являются следующие:
- консультативно-рекомендательная;
- лекционно-просветительская;
- практические занятия для родителей;
- индивидуальные и групповые занятия с родителями и их ребенком;
- организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников.
Консультативно-рекомендательная форма включает первичное психолого-педагогическое обследование, консультативные посещения, повторные психолого-педагогические обследования.
Первичное психолого – педагогическое обследование проходит с участием дефектолога, врача – психоневролога, психолога. На нем родителям дается оценка специалистами уровня психо – физического развития ребенка и рекомендации по организации дальнейшего процесса обучения и воспитания.
С.М. Хорош (1991) отмечает, что специалисту необходимо обратить внимание на позицию родителей по отношению к ребенку и на их реакции на действия детей.
Консультативные посещения важны для организации процесса общения, в результате которого актуализируются ресурсы семьи, корректируется отношение к ребенку и взаимоотношения в семье в целом.
При повторных посещениях семьей консультации наблюдается эффективность работы с данной семьей при первичном посещении.
Лекционно-просветительская работа характеризуется проведением лекционных занятий, на которых родители получают необходимые теоретические знания по различным вопросам развития и воспитания детей.
Г.А. Мишиной (2001) выделяется такая важная форма психолого-педагогической работы, как практические занятия для родителей, на которых они овладевают знаниями и навыками по формированию тех или иных умений у ребенка. При этом наиболее удобной формой работы с родителями являются
комбинированные занятия – лекция на определенную тему, затем практическое занятие.
Индивидуальные и групповые занятия с родителями и их ребенком, как выделяют Е.Г. Речицкая и др. (2004), направлены на создание положительной атмосферы в коррекционно-образовательном процессе. Индивидуальные формы работы с ребенком при участии родителей в некоторых случаях направлены на нейтрализацию неконструктивных форм их поведения (Ткачева В.В., 1999).
Е.Г. Речицкая (2004) акцентирует внимание на значимость профессиональных умений и компетентности педагога при проведении данных форм психолого-педагогической работы с родителями детей с нарушением слуха.
Г.А. Мишина (2001) считает, что важную роль в психолого – педагогической работе с детьми с нарушением слуха играет организация «круглых столов», родительских конференций, детских праздников. Беседы или «круглые столы» проводятся в непринужденной обстановке, в которой родители знакомятся друг с другом, рассказывают о своих детях, их проблемах, получают позитивный опыт общения, видя, что их понимают, что их случаи не единичны и другие семьи испытывают схожие трудности и проблемы.
Е.Г. Речицкая (2004) отмечает следующие формы организации коррекционно-педагогической работы с родителями, воспитывающих детей с нарушением слуха, в школе:
– коллективные: общешкольные и классные собрания лекции и семинары для родителей, конференции;
– групповые: работа с родительским комитетом, привлечение родителей к решению организационных, культурноно-массовых, хозяйственных, воспитательных вопросов;
Структура управления автономным учреждением
Согласно статье 6 Закона № 174-ФЗ, учредителем автономного учреждения является: 1) Российская Федерация в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; 2) субъект РФ в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имуществ ...
Психолого-педагогические рекомендации родителям по воспитанию детей с
нарушением слуха в семье
Особенности обучения и воспитания детей с нарушением слуха в условиях семьи рассматриваются в работах Б.Д. Корсунской (1970), Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсоновой, Е.А. Ивановой (1991); Н.Д. Шматко и Т.В. Пелымской (1995), З.А. Пономаревой и Е.Т. Логиновой (1997), Л.В. Андреевой (2005) и др. Воспитание р ...
Педагогические теории Нового времени
Педагогические теории и идеи Нового времени базировались на лучших гуманистических традициях и впитали передовые идеи современности. В XVII–XVIII вв. создаются первые научные педагогические теории. У основ формирования дидактики стояли труды немецкого педагога Вольфганга Ратке (1571–1635). Ратке за ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.