Образование » Изучение и формирование мотивов учения личности определенного субъекта

Изучение и формирование мотивов учения личности определенного субъекта

Современное общество вступило в такой период своего развития, когда произошло не осознаваемое многими переосмысление приоритетов в общей направленности мотиваций личности. Направленность «совершенствуй себя, чтобы быть полезным членом общества» сменилась на ориентацию под девизом: «совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе». В этой ситуации назрела необходимость объединения усилий педагогов, психологов и других специалистов в создании условий для успешности обучающихся на различных ступенях образования, которая в педагогическом аспекте понимается как качество, присущее личности, достигнувшей успеха в процессе воспитания и обучения.

Успех в учении − единственный источник внутренних сил, которые рождают энергию для преодоления трудностей, желание и стремление к познанию. Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. Разумеется, и сама личность несет в себе различные ожидания по отношению к окружающим. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, значимых для личности, можно говорить об успехе.

С педагогической точки зрения ситуация успеха − это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных: результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Важно подчеркнуть, что в педагогическом смысле это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики педагога.

Тактика и стратегия создания ситуации успеха состоит в том педагогическом алгоритме, который способен обеспечить стремящие к успеху, формирует состояние уверенности, защищенности.

На базе общей мотивации учебной деятельности (профессиональной, познавательной, прагматической, социально-общественной и лично-престижной) появляется определенное отношение к разным учебным предметам. Важность знания структуры мотивации учебной деятельности особенно отчетливо проявляется при изучении эффективности профессионального обучения.

Учебная мотивация – это многокомпонентная, сложноорганизованная структура, проявляющая себя определенным образом в зависимости от конкретной ситуации. Эффективная диагностика такого образования возможна лишь при наличии совокупности параметров, достаточно полно характеризующих учебную мотивацию и органически дополняющие обе стороны. Все эти мотивы в совокупности и будут определять уровень учебной мотивации.

Цель исследования – изучение и формирование мотивов учения личности определенного субъекта (на примере группы).

Объект исследования – процесс обучения.

Предмет исследования – мотивы учения.

В соответствии с целью в ходе исследования решались следующие задачи:

– рассмотреть понятия мотивации и мотива учения;

– изучить классификацию и структуру мотивов учения;

– подобрать диагностическую программу изучения мотивации учения;

– проанализировать результаты экспериментального исследования.

Методы исследования определялись его целями, задачами конкретного этапа и включали в себя: изучение и анализ психолого-педагогической, научной и методической литературы по проблематике исследования; методы педагогической диагностики и статистической обработки результатов экспериментов.

Похожие публикации:

Образовательная среда
Каждому ребенку, для развития и самореализации нужна образовательная среда, включающая: организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы; предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий (при снятии эмоционального напряжения в связи с боязнью ...

Описание системы работы, направленной на развитие навыка самоконтроля
Для развития навыка самоконтроля были подобраны методы и приемы, которые были включены в учебно-воспитательный процесс. Эти методы и приемы использовались как на различных уроках (уроки русского языка, математики, чтения, труда, окружающего мира, москвоведения), так и во внеклассной работе. Методы ...

Результативность использования аналитико-синтетического метода обучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Для оценки эффективности и результативности использования аналитико-синтетического метода обучения письму использовался тот же материал для обследования письма, в исследования принимали участие те же 10 учащихся школы для детей с ТНР (с целью получения достоверных результатов и выявления степени эф ...

Возрастные особенности внимания

Возрастные особенности внимания

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduriver.ru