Начальный период жизни ребенка характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов. Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.
Еще в 19 веке основоположник детской педиатрии С.Ф. Хотовицкий (1847) писал, что ребенок совершенно своеобразное существо, с рядом особенностей строения органов и тканей. Его организм отличается от организма взрослого человека и главное его отличие - это непрерывное развитие.
Физическое развитие ребенка - сложный процесс морфологических и функциональных перестроек, который внешне выражается в изменении размеров тела, соотношения отдельных частей тела между собой и уровня активности функций детского организма.
К 5-7 годам наблюдается нарастание темпов роста - период второго втягивания. Годовой прирост тела в это время может составить 7-10 сантиметров.
Как отмечает Клюев М.Е., развитие опорно-двигательного аппарата к 7-ми годам не завершено. Каждая из 206 костей скелета претерпевает изменение по форме, размерам и внутреннему строению. Продолжается процесс окостенения скелета, кости богаты хрящевой тканью, не обладающей большой прочностью, и легко поддаются искривлению.
Моторная деятельность ребенка имеет свои особенности и связана с функцией коры головного мозга. Установлено, что чем большую роль играет кора головного мозга в развитии движений, тем продолжительнее период их развития и тем сложнее и разнообразнее движения взрослого организма. У ребенка вначале начинают функционировать высшие анализаторы, а затем развиваются сложные локомоторные акты, требующие сложной координации. Эта закономерность требует воспитания движений в определенной последовательности.
Совершенствование движений продолжается многие годы и связано с формированием соответствующих регулирующих звеньев, зависит от повторяемости действий, т.е. от двигательного воспитания, или тренировки.
О повышении точности и скорости движений с увеличением возраста детей свидетельствуют исследования Л.Е. Любомирского (1974, 1979). На примере изучения движений типа слежение - управления автором показано, что дети 7-8 лет придерживаются тактики преследования сигнала, у них отчетливо проявляется запаздывание регулирующих движений.
Существенное улучшение функции, обеспечивающей программирование начала действий происходит, по данным Л.Е. Любомирского (1974), в период от 7-8 до 11-12 лет.
Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить. Артериальное давление у детей ниже, чем у взрослых, и колеблется от 73 до 76 мм. рт. ст. Физические упражнения прекрасно тренируют сердечно - сосудистую систему: улучшается регуляция сердечной деятельности, работа сердца становится более экономичной.
Немаловажным фактом является то, что к школьному 7 - летнему возрасту анатомическая структура, и физиологические функции слухового анализатора могут считаться в достаточной мере сформированными для систематического обучения детей музыке.
Эмпирические показатели социальной адаптации леворуких детей после
проведения с ними комплексов упражнений на синтез работы полушарий
Данная методика была проведена в Центре образования №12 г. Новомосковска в период с октября 2005 года по апрель 2006 года. Количество детей 12 человек, гендерный состав: 7 девочек, 5 мальчиков. Все они обучаются в 1-х классах. Рекомендуемые упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизир ...
Анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию
культуры поведения
Анализируя комплексные развивающие программы, принятые современной практикой образования можно сделать вывод, что раздел «Нравственное воспитание» декларативно выделен лишь в традиционной «Программе обучения и воспитания», где так же спроецирован на раздел «Музыкальное воспитание», сюжетно-ролевую ...
Уровень притязаний младшего школьника
Термин "уровень притязаний" был введен в школе немецкого психолога К.Левина. Первое значительное исследование процесса выбора уровня притязаний принадлежит Ф. Хоппе. Он же открывает возможность широкой трактовки этого концепта, интерпретируя его как цель последующего действия. Ф. Хоппе вв ...
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу.